Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»: 

Дефицит электроэнергии был существенной проблемой экономики России в 90-х: вспомним хотя бы «веерные отключения» с целью экономии энергоресурсов. Поэтому совершенно не случайно группой депутатов Госдумы РФ первого созыва был разработан проект закона «Об энергосбережении». 

Первая попытка принять этот закон в апреле 1995 года потерпела неудачу. Посему в октябре того же года один из его авторов, Евгений Гусаров («Россия») в своем докладе сделал акцент на том, что за прошедшее время документ был существенно доработан. Помимо замечаний депутатов, в доработанном варианте были учтены предложения участников совещания за «круглым столом», проведенного Комитетом ГД по промышленности, строительству и транспорту и газетой «Деловой мир», а также рекомендации семинара и парламентских слушаний по проблемам энергосбережения. Изменения касались прежде всего тех статьей закона, которые характеризовали принципы формирования фонда энергосбережения на региональном и федеральном уровнях: экономические стимулы для потребителей и производителей продукции с показателями энергоэффективности лучшими, чем предусмотрено в ГОСТах; административную ответственность за непроизводительные расходы энергетических ресурсов и производство продукции, не соответствующей показателям энергоэффективности.

Надо сказать, что законопроект «Об энергосбережении» шел вдогонку процессам, происходящим и в России, и на постсоветском пространстве. Так, к 1995 году Украина, Беларусь, Армения, столкнувшиеся с проблемой энергодефицита, уже приняли соответствующее законодательство. Многие российские регионы, не дожидаясь принятия рассматриваемого проекта закона, приступили к активной работе в этой области, создали центры и фонды энергосбережения. Кроме того, 17 министерств и ведомств Российской Федерации обратились в Правительство РФ с просьбой внести проект закона об энергосбережении в Государственную Думу. 

По словам Евгения Гусарова, закон «Об энергосбережении» открывает колоссальные возможности решения социальных и экологических проблем в обществе. В подтверждение данного тезиса он привел некоторые цифры. Так, потеря и неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов на внутреннем рынке составляет около 400 миллионов тонн условного топлива. Реализуя программы и мероприятия энергосбережения, можно сохранить 200 миллионов тонн условного топлива. Половина доходной части бюджета формируется от продажи на экспорт 300 миллионов тонн условного топлива. «Так вот, 200 миллионов тонн – это возможная экономия, 300 миллионов тонн – это половина бюджета. Так есть ли смысл решать эту проблему? Безусловно, но нужны приемлемые и целесообразные меры. Без закона такие меры не реализовать. Уважаемые коллеги, мы – власть. И от того, какое решение мы с вами примем, зависит благополучие России», – резюмировал Гусаров.

Единственным выступившим по этому вопросу был Михаил Лемешев (ЛДПР). Он сделал парадоксальное заявление, что, «принятие этого закона – это спасение России», поскольку... ряд министерств и ведомств «прикрываются дефицитом энергетических ресурсов, но на самом деле это наглая ложь». По словам депутата, Россия, обладая всего 3 процентами мирового населения, производит больше 30 процентов нефти и больше 40 процентов природного газа от мирового объема. И тем не менее Минатомпром, Минтопэнерго и другие все время настаивают на том, что именно им нужны ресурсы, для того чтобы строить новые объекты. «Поэтому принятие закона «Об энергосбережении» ограничит аппетиты вот этих министерств и ведомств, которые выколачивают капитальные вложения из нашего скудного бюджета для того чтобы создавать такие технические крупные монстры как АЭС, опасные в экологическом отношении». В итоге Лемешев попросил всех поддержать «этот чрезвычайно важный для оздоровления экономической жизни в России законопроект».

Разумеется, приняли в первом чтении, а в ноябре того же 1995 года – во втором и третьем.

На этом этапе Евгений Гусаров сообщил, что на проект закона «Об энергосбережении» получено 39 отзывов. И все до одного положительные. В том числе от Президента РФ. Отметим это и проследим дальше судьбу действительно важного закона. 

В декабре Совет Федерации направил закон Президенту РФ без рассмотрения. И в том же декабре Президент, вроде бы давший на него положительное заключение, закон отклоняет.

Тем временем полномочия Госдумы РФ первого созыва заканчиваются. Но, надо отдать должное, во втором созыве этот закон не стали откладывать в долгий ящик, и в марте 1996 года на рассмотрение депутатов была представлена новая версия закона «Об энергосбережении». Как сообщил в предельно лаконичном докладе полпред Президента РФ Александр Котенков, «представленный текст согласован между Администрацией Президента и профильным комитетом. Возражений нет, предлагаем принять его».

И тут же приняли.

На сей раз и Совет Федерации решил рассмотреть закон в редакции, предложенной Президентом. Докладывал заместитель председателя Комитета СФ по вопросам экономической политики Евгений Сапиро. Он сообщил, что новая редакция закона согласована с Министерством топлива и энергетики РФ и устанавливает, по сути дела, правовые экономические и организационные основы государственной политики в области энергосбережения – «то есть предлагает решение проблемы, о которой много говорили, но очень мало делали».

Коротко – о принципиальных позициях, которые были изменены по сравнению с первой редакцией закона. Во-первых, исключена норма по разграничению предмета ведения в области энергосбережения, потому что это отражено в статье 11 Конституции РФ. Первый вариант закона предлагал ввести специальные счета и, что самое главное, создать для этого новые структуры федеральной власти, в последней редакции закона это тоже было отвергнуто. Кроме того, из закона было изъято понятие о договорных ценах.

И – самый важный момент: закон не требовал дополнительного бюджетного финансирования. А достаточно надежные расчеты показывали, что экономия энергоресурсов может достигнуть порядка 140 млн. тонн условного топлива в течение пяти лет. Комитет по вопросам экономической политики предложил одобрить федеральный закон и передать его на подпись Президенту.

Однако, в отличите от депутатов, принявших закон без единого вопроса, сенаторы развернули по его поводу дискуссию, основное содержание которой сводилось к установлению дополнительных полномочий региональным властям. Для этого целый ряд статей предлагали дополнить фразой «по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Пришлось докладчику напоминать, что члены Совета Федерации не наделены правом вносить в закон поправки. Возможно лишь предложить его отклонить и создать согласительную комиссию, в рамках которой и проводить свои изменения и дополнения.

В итоге довольно длительного обсуждения стала ясна простая дилемма: Совет Федерации или одобряет закон, или же отклоняет и вместе со своими замечаниями возвращает его в Госдуму. Результаты голосования показали, что большинство сенаторов все же поддержали закон «Об энергосбережении». 

Весной 1996 года закон был подписан Президентом, опубликован и вступил в силу. И прослужил более 10 лет – до ноября 2009 года, когда он утратил силу в связи с принятием закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».