Рейтинг@Mail.ru
 

Публикации

Аристократы за демократию. История выборов

10:00 30/03/2018

Европейский поход русской армии в начале XIX века заразил офицеров демократическими ценностями, последствиями чего явились два программных документа. Проекты Пестеля и Муравьева не только предлагали варианты административно-политического переустройства России, но включали в себя также интересные идеи по организации всенародных выборов в стране. Об электоральных проектах декабристов рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Отечественная война 1812 года продолжилась в 1813-1814 годах заграничным походом русской армии на Париж в целях свержения Наполеона. Косвенным, но очень значимым последствием этого похода явилось то, что большое число русских солдат и офицеров на долгое время оказались за рубежом и смогли хорошо познакомиться с государственным устройством и укладом жизни в странах Европы.

Обнаруженный контраст с самодержавной абсолютистской крепостнической России был для молодых офицеров шокирующим. Многие из них однозначно признали для себя, что Россия отстала в своем государственно-правовом развитии от европейских стран и потому нуждается в радикальных преобразованиях. Так было положено начало созданию тайных обществ будущих декабристов, в которых и обсуждались различные варианты переустройства российского государства.

Итогом подготовительной работы членов этих тайных обществ явились два программных документа, в которых и нашли отражение представления молодых офицеров о желательном образе правления страной и порядках формирования властных органов. Это была «Конституция» Никиты Муравьева и «Русская правда» Павла Пестеля. В этих проектах мы обнаруживаем как схожие, так и отличные подходы авторов к решению тех или иных вопросов.

Так у Муравьева будущая Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 13 держав и 2 областей, а по форме правления – конституционной монархией, в которой император являлся не более, чем «верховным чиновником российского правительства». У Пестеля же Россия превращалась в республику, в унитарное и централизованное «единое и неделимое государство Русское».

Общим в обоих проектах были идеи демократизации государственного устройства и, соответственно, принципы формирования органов власти на выборных началах. Законодательная власть принадлежала у обоих авторов выборному Народному вече. Но у Пестеля оно было однопалатным, а у Муравьева состояло из двух палат: Верховной Думы и Палаты народных представителей.

Согласно проекту Муравьева Палата представителей состояла из представителей держав, избранных населением на два года. Причем отмечалось одно ограничение для избираемых представителей: «Лица, принявшие на себя подряды и поставки на общественные требы, не могут до совершенного окончания оных быть представителями». Это, видимо, для того, чтобы избежать «конфликта интересов».

Предусматривались и такие детали как довыборы: «Ежели в представительстве какой-либо Державы откроются места, то исполнительная власть той Державы немедленно созывает избирателей, чтобы оные наполнить».

От каждых 50 тысяч человек избирался один представитель. Интересно, что общее число представителей, по Муравьеву, равнялось 450 человекам, что полностью совпадает с численностью нынешней Государственной Думы.

О процедуре выборов в «Конституции» говорилось: «Каждые два года последний вторник сентября месяца имеют быть сходки для выбора народных представителей под председательством Уездных или Поветовых Тысяцких и их Помощников… Писарь, назначенный Тысяцким, записывает имена всех присутствовавших избирателей и сколько кто получил голосов. Четыре дни полагаются окончательным сроком для выбора». Таким образом, голосование не являлось тайным.

Верхняя же палата формировалась из представителей граждан каждой державы – по 3 человека, избираемых на совместном заседании двух палат местных парламентов: Палатами выборных и Державными Думами.

Выборными, по Муравьеву, являлись и исполнительные власти в каждом субъекте федерации – державные правители. Но выбирались они общегосударственным Народным вече из списка тех кандидатов, которые подавались в столицу из регионов. В этой процедуре участвовали представители обеих палат веча, а утверждались окончательно кандидатуры державных правителей императором. Державным правителем мог стать человек не моложе 30 лет, обладавший недвижимостью в 1500 фунтов чистого серебра или движимым имуществом стоимостью не менее 3000 фунтов серебра.

В «Русской правде» Пестеля уже отсутствовал император. Исполнительная власть в республике принадлежала Державной Думе из выборных лиц числом пять человек. Они избирались на пять лет.

Властью на местах выступали народные собрания, которые делились на Земские и Наместные. Земские народные собрания задумывались как низшее исходное звено формирования структур государственной власти. Они собирались в каждой волости и в них принимали участие все жители без исключения.

Земское собрание созывалось всего один раз в год и работало не более шести дней. Главной функцией этих форумов было избрание своих представителей во все Наместные думы. Вначале волостное собрание избирало своих депутатов в Окружное (губернское) Наместное собрание по определенной норме, зависящей от численности населения, затем – в уездное Наместное собрание и потом в свое Наместное собрание.

Представители в Наместные собрания избирались сроком на один год. Один и тот же человек мог избираться неограниченное число раз.

В исследовательской литературе устойчиво закрепилось мнение о том, что система выборов, предлагавшаяся Пестелем, была многоступенчатой.

Однако, это не совсем верно. Классическая ступенчатая система представляет собой нечто другое. В ней волостные собрания вначале избирают своих представителей в уездные органы, а те – в губернские, а затем уже в губернии происходили выборы в верховные структуры.

В такой системе рядовые избиратели уже не участвуют сами в избрании депутатов на всех последующих ступенях, кроме низшей. За них это делают их представители, выступающие в роли выборщиков, которым и делегируются избирательные полномочия. Здесь же у Пестеля мы видим, что рядовые избиратели непосредственно голосуют за представителей не только в волостные собрания, но и в уездные и губернские.

Да и сам Пестель это подчеркивает в тексте проекта: «Из сего явствует что Все Наместныя Собрания как Волостныя так и Уездныя и Окружныя или Губернская будут состоять из Членов назначенных в оныя от Земских Собраний прямо и Непосредственно; тем самим и будут все члены всех Наместных Собраний по всей точности и в полной мере самим Народом избираемы».

А вот при формировании высшего органа мы, действительно, видим одну ступень. Губернские Наместные собрания теперь уже без рядовых избирателей выбирают своих представителей в Народное вече, представляющее собой Верховную законодательную власть.

Декабристы особенно подчеркивали тезис о равных правах всех избирателей. Это вытекает и из того, что они безусловно выступали за ликвидацию сословного деления. Все люди, населяющие Россию, становились по их замыслам гражданами государства без всяких привилегий и ограничений.

В то же время декабристы отдавали себе отчет в том, что формальное равенство избирателей не будет означать равное или пропорциональное представительство в органах власти всех слоев народа.

Пестель пишет: «Дворяне и богатые будут вероятно чаще других граждан избираемы если будут просвещеннее протчих; но таковой выбор основанный на общем доверии не есть политическое право для лица, а есть общая Выгода для всего государства тем более что достигаема будет правильным образом без всяких насильственных или принудительных постановлений».

Однако и этим намеченным преобразованиям не суждено было воплотиться в жизнь в России. Нечто подобное замышлял и Сперанский, но собирался это сделать путем реформ сверху. Декабристы хотели добиться реализации своих проектов революционным путем. Интересно, что в планах декабристов фигурировал и сам Сперанский, которого они намеревались в случае успеха своего переворота поставить на пост президента.

Разгром декабристского движения привел к воцарению реакции. На таком фоне думать о выборных началах при формировании власти даже в теории равносильно государственной крамоле. Эта тема была на какое-то время предана забвению.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 6 апреля.

добавить в блогпереслать эту новостьприслать свою новостьдобавить в закладкиrss канал
Добавить в блог
Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Код для публикации:
Как это будет выглядеть:

Аристократы за демократию. История выборов

10:00 30/03/2018 Европейский поход русской армии в начале XIX века заразил офицеров демократическими ценностями, последствиями чего явились два программных документа. Проекты Пестеля и Муравьева не только предлагали варианты административно-политического переустройства России, но включали в себя также интересные идеи по организации всенародных выборов в стране. Об электоральных проектах декабристов рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Переслать новость

Все поля обязательны для заполнения!

Прислать свою новость

Все поля обязательны для заполнения!

Главные новости