Александр I – автор одного из самых интересных административных экспериментов в истории России. Во время его правления в рамках империи сосуществовали две модели государственного устройства: конституционное и самодержавное. Почему эксперимент самостоятельного формирования органов законодательной власти избирателями Финляндии и Польше не прижился в Российской империи рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Император всероссийский Александр I еще в молодости, будучи наследником, замышлял грандиозные реформы в России. Речь шла о преобразовании всех высших структур власти. Разрабатывались проекты формирования представительных органов власти на выборных началах. Соответственно обсуждались и вопросы избирательного права. Однако в силу того, что консервативно настроенное российское дворянство в массе своей не поддержало планов царя, они остались на бумаге.

В связи с этим, крайне интересными представляются попытки Александра реализовать свои задумки на тех территориях, где была отличающаяся от коренной России социальная база. Речь идет о землях, которые были присоединены при этом императоре: Финляндии и Польше.

В результате вхождения этих территорий в состав Российской империи образовалось нечто вроде экспериментальной площадки для апробирования замыслов Александра. В отличие от России здесь не было преобладания реакционного русского дворянства, способного оказать сопротивление реформам и, во-вторых, здесь были знакомы с представительными выборными органами, которые исторически уже бытовали в этих регионах.

Собственно, Александру и не понадобилось вводить какие-то принципиальные новшества в этих новых частях империи: ему было достаточно сохранить те правовые и социально-политические достижения, включая традиционные принципы выборности власти, которые здесь имелись и до него.

Такие меры объяснялись не только прогрессивностью Александра, но и соображениями обеспечения стабильности в завоеванных землях. Разумеется, целесообразнее было на первых порах ничего или почти ничего не менять в устройстве Финляндии и Польши, дабы не вызывать сопротивления местного населения. Любая радикальная ломка прежних устоев могла вызвать серьезные волнения.

Сразу после победы в русско-шведской войне, по результатам которой Финляндия отошла к России, Александр в 1809 году в городе Борго созвал первое финское сословное собрание — сейм, депутатов которого избирало население по сословиям. Боргосский сейм утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского, фактически сохранив юридические рамки финской национальной государственности, до этого находившейся в зависимости от шведской короны.

Александр I лично открыл сейм, подписав накануне манифест о государственном устройстве Финляндии. Он при этом заявил в своей речи: «Я обещал сохранить вашу конституцию, ваши коренные законы; ваше собрание здесь удостоверяет исполнение моих обещаний».

Избираемый всем населением сейм должен был решать четыре важнейших вопроса: о войске, налогах, монете и об учреждении правительствующего совета. Заключения сейма легли в основание организации управления краем. Финны сохранили свою армию и совершенно ничего не платили в российский бюджет: все налоги расходовались на местные нужды.

Сейм избирался всем населением. В число избирателей входил широкий круг представителей различных сословий, включая крестьян. Выборы производились отдельно по каждому сословию. Состоял Сейм из палат четырех сословий: рыцарство и дворянство, духовенство, горожан, крестьян.

Прения происходили в каждой палате отдельно. Решение сейма признавалось состоявшимся, если оно выносилось тремя палатами. Если же вопрос касался издания, изменения, пояснения или отмены основных законов или изменения законодательства о сословных привилегиях, то требовалось согласие всех четырех палат. Если вопрос решался положительно только двумя палатами, то он считался отвергнутым сеймом.

Сейм участвовал вместе с императором и великим князем в осуществлении законодательной власти. Без согласия сейма не мог быть издан, изменен или отменен ни один закон. Сейм имел право законодательной инициативы (по отношению к неосновным законам) и право возбуждать перед царем ходатайства (право петиций). Сейму принадлежало также право решать вопросы об установлении новых налогов или создании новых источников государственных доходов.

В 1814 году после победы над Наполеоном было решено создать на польских территориях Царство Польское, которое вошло в состав Российской империи. Королем Польши становился российский император. Вот здесь Александр уже сознательно создавал «опытную площадку» для отработки своих «конституционных мечтаний», предполагая в дальнейшем провести аналогичные преобразования в целом в России.

В 1815 году Александр даровал полякам Конституционную хартию. Эта конституция была одной из самых либеральных в Европе. Императорская власть серьезно ограничивалась указанным документом. Каждый новый русский царь, вступая на польский королевский престол, обязан был давать клятву о соблюдении Конституции.

Согласно Хартии, все подданные получали свободу вероисповедания, вводилась свобода печати без предварительной цензуры, появлялся независимый от администрации суд. Государственным языком был объявлен польский язык, а все государственные должности гарантированно должны были заниматься исключительно поляками.

Законодательную власть представляли король и две палаты Сейма. Первая, верхняя, палата — Сенат, состоял из сенаторов, пожизненно назначаемых императором. Нижняя — палата депутатов (иначе — палата послов), число которых равнялось 128, избиралась прямым голосованием: 77 депутатов избирались дворянами на сеймах, 51 -остальными избирателями в гминах.

Избирательные права получали все дворяне и граждане, соответствовавшие определенному имущественному цензу. Польские крестьяне, к тому времени уже имевшие личную свободу, избирательных прав не получили.

О самом демократическом звене в избирательной системе Польши в Конституционной хартии говорилось:

«О гминных собраниях.

130. В каждом гминном округе созывается гминное собрание; оно избирает одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляет список кандидатов на административные должности.

131. В гминных собраниях участвуют:

1. Каждый гражданин собственник не дворянин, уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог.

2. Каждый фабрикант и хозяин мастерской, каждый торговец, владеющий лавкою или магазином стоимостью на сумму не менее десяти тысяч флоринов польских.

3. Все настоятели и викарии.

4. Профессора, учителя и лица, на которых возложено народное просвещение.

5. Всякий художник, отличенный своими талантами, знаниями или заслугами по торговле или искусствам».

Таким образом, в пределах одной империи была осуществлена попытка сосуществования двух моделей государственного устройства — конституционного и самодержавного. Александр I хотел обеспечить автономию и конституцию в рамках абсолютизма. В основной части России источником власти был монарх, а в западных провинциях — в Финляндии и Польше — проводились выборы, и избиратели сами формировали органы законодательной власти.

Отчасти намерения Александра о распространении в России передовых идей о выборных началах осуществились: в российском обществе с интересом посматривали на то, как проходят выборы у поляков и финнов. Сама идея выборности власти уже не казалась совершенно чуждой и невозможной в России.

Однако, «распространение» финского и польского опыта на практике не произошло. Такое сожительство очень разнородных моделей, видимо, не могло продолжаться долго. Только сам «император-экспериментатор» мог сравнительно долго балансировать на этой опытной площадке. В целом же царская бюрократия не могла ужиться рядом с выборной властью и постоянно готовилась к противоположному процессу – к распространению основных абсолютистских порядков и на западные территории.

Эксперименты закончились с приходом к власти нового императора Николая I, переставшего вообще собирать финский Сейм, и с польским восстанием 1830 года. Восстание было жестоко подавлено, и конституционный период в Польше закончился. Были вообще упразднены Государственный совет, Сейм и высшие судебные учреждения Царства.

Автономия Польши была существенно урезана, а ее территории стали обычными российскими губерниями. «Распространение» и единообразие состоялось, но совсем не в том направлении, как задумывал Александр I.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 13 апреля.