Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Такое, казалось бы, обыденное дело, как бухгалтерский учет, требует, оказывается, своего законодательного регулирования. Соответствующего закона в России не было до середины 90-х годов. Проект федерального закона «О бухгалтерском учете» был внесен в Госдуму первого созыва летом 1995 года депутатом Александром Кушнарем («Выбор России»), в скором будущем — аудитором Счетной палаты.

Законопроект представлял палате заместитель председателя Комитета ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам Александр Починок («Выбор России»). Он сразу же отметил, что закон носит узкоспециальный характер. Он вводит систему бухгалтерского учета, независимую от системы учета налогового. То есть предприятие наконец-то получает возможность иметь настоящий бухучет, подлинный и только в своих интересах, и отдельно — подробный налоговый учет под контролем государства. Искоренены все возможности использовать бухгалтерский учет с целью увеличения налогов предприятия.

Подчеркнуты все возможные формы независимости предприятия, в то же время создана основа для введения по всей стране четких, ясных стандартов бухгалтерского учета. При этом, в отличие от многих законов, создание новых органов управления не предполагается. Никаких дополнительных расходов не требуется. Просто наводится порядок в системе бухгалтерского учета.

Видимо, в связи с действительно специальным характером законопроекта, вопросов у депутатов не возникло, желания открывать прения — тоже.  Он сразу был принят в первом чтении.

Ко второму чтению были внесены некоторые поправки, носившие в основном редакционный характер и не касавшиеся концепции закона. И вновь он был принят без вопросов и обсуждений — во втором и сразу третьем чтениях.

Осенью 1995 года закон «О бухгалтерском учете» рассматривался Советом Федерации. Представляя его, сенатор Николай Гончар напомнил, что к тому времени в сфере бухучета действовал лишь нормативный акт Министерства финансов от 1994 года. Цель данного закона — привести бухгалтерскую отчетность в России в соответствие с мировой практикой для того, чтобы стимулировать инвестиционные процессы и дать возможность международному и внутреннему аудиту оперировать унифицированными документами. Это ключевая позиция. И Совет Федерации закон одобрил.

Но в том же октябре 1995 года Президент РФ закон отклонил. И работа над ним перешла в Госдуму второго созыва.

В феврале 1996 года рассмотрение закона «О бухгалтерском учете» началось с выступления представителя Президента РФ Александра Котенкова, который… принес свои извинения за то, что ему «не с чем выступать, поскольку предложенный на ваше рассмотрение текст, к сожалению, до сих пор не согласован с Государственно-правовым управлением». И предложил два варианта действий: либо отложить этот закон до следующего заседания и принять согласованный вариант, либо преодолевать вето.

Некоторую ясность в столь нестандартную ситуацию внес содоклад Александра Починка. Он сообщил, что в письме Президента с обоснованием вето замечания не были структурированы, как обычно, это был единый текст. Депутаты вычленили из этого текста и учли замечания Президента в новой версии законопроекта.

Основные поправки состояли в следующем. Во-первых, общее методологическое руководство бухучетом должно осуществлять Правительство, а не Министерство финансов. Во-вторых, было указано, что руководитель не может нести ответственность непосредственно за хранение документов, и в текст включили формулировку, что руководитель несет ответственность за организацию хранения документов.

Подробно был прописан порядок действий бухгалтера, если он обнаружил, что действия руководителя, на его взгляд, противоречит закону.

Одно предложение Президента члены профильного комитета все же отклонили: осуществлять аттестацию бухгалтеров в налоговых органах. По мнению депутатов, это противоречило концепции закона, направленного на полное разделение бухгалтерского и налогового учета.

Починок гарантировал, если будут еще какие-то письменные замечания, то они будут рассмотрены со всем вниманием. И предложил принять закон о бухучете в фактически согласованном варианте.

По предложению заместителя председателя Госдумы Александра Шохина (НДР) депутаты воспользовались (редкий случай!) нормой регламента, допускающей принятие законопроекта сразу в трех чтениях — поскольку проект в редакции Президента, за который депутат могли бы голосовать, отсутствовал, но, с другой стороны, профильный комитет учел все его замечания. Палата согласилась, что в этой ситуации преодоление вето было бы неконструктивно. И закон «О бухгалтерском учете» был принят в трех чтениях одним голосованием.

Совет Федерации также одобрил новую версию закона, согласившись с сенатором Константином Титовым, что, хотя в нем есть недостатки, «если мы хотим двигаться вперед в проведении реформ, то этот закон необходим». А практика работы покаже, какие изменения и дополнения можно внести в этот закон.

Однако Президент с таким подходом не согласился и опять его отклонил. И в октябре 1996 года на пленарном заседании закон вновь представляли Александр Котенков и Александр Починок.

Представитель Президента констатировал, что закон «О бухгалтерском учете» отклонен по принципиальным соображениям, по несогласию с его концепцией. Президент счел, что этот закон не устанавливает главной цели бухгалтерского учета и, соответственно, влияния его на определенные экономические механизмы, а определяет лишь механизм осуществления бухгалтерского учета. Котенков также выразил сожаление, что Президент еще не внес обещанную новую концепцию. Но тем не менее его предложение не принимать данный закон сохраняется.

Починок напомнил, что «многострадальный» закон «О бухгалтерском учете» рассматривается с 1995 года и что замечания Президента в связи с предыдущим вето учтены.

Он отметил, что закон этот рамочный, на основании его должны быть приняты стандарты, разработанные Правительством РФ в соответствии с международными нормами бухгалтерского учета. И предложил «принять снова этот никому не вредящий, не наносящий никакого ущерба бюджету рамочный закон как раз для того, чтобы ускорить работу над стандартами бухгалтерского учета».

В итоге вето Президента РФ было преодолено большинством в 350 голосов. И закон «О бухгалтерском учете» был принят в третий раз. В третий раз его одобрил и Совет Федерации.

Закон «О бухгалтерском учете» был подписан Президентом РФ в ноябре 1996 года, и действовал он до 2011 года — до признания его утратившим силу в связи с принятием нового закона с тем же названием.