Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох:

«Об инсайдерской информации» - так назывался законопроект, внесенный в 2000 году, в начале полномочий Госдумы третьего созыва. Его авторами были депутаты Иван Грачев («Народный депутат»), Михаил Емельянов («Яблоко») и Владимир Тарачёв («Единство-Единая Россия»).

Само название законопроекта свидетельствует о новых экономических реалиях, сложившихся в России в началу ХХI века (напомним, что «инсайдерская информация» — это существенная, публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании»). Новая сфера требовала, казалось бы, своего правового регулирования. Однако судьбу законопроекта в период третьего думского созыва можно охарактеризовать как мутную. Дважды те же авторы вносили его новые редакции: в 2001 и 2003 годах. Дважды его рассмотрение переносилось, в том числе по настоятельной рекомендации представителя Правительства РФ Андрея Логинова, мотивировавшего это большим количеством серьезных замечаний, над которыми лучше поработать до вынесения на первое чтение. 

Между тем срок полномочий третьей Госдумы истек. К вопросу правового регулирования инсайдерской информации депутаты вернулись уже в четвертом созыве, в июне 2004 года.

На рассмотрение палаты был был предложен тот же законопроект тех же авторов. Некоторые отличия состояли лишь в том, что Иван Грачев в четвертую Госдуму не избрался, фракция Владимира Тарачёва стала именоваться «Единая Россия», а Михаил Емельянов покинул «Яблоко» и вступил в ЕР.

На пленарном заседании доклад делал Владимир Тарачёв. Несмотря на то, что с момента первичного внесения законопроекта прошло четыре года, необходимость объяснить, что же означает термин «инсайдерская информация», не отпала. Тарачёв растолковал это, по его же словам, «достаточно примитивно»: «Вот представьте себе, что акционерное общество, его совет директоров, определяет, что по итогам работы за год будут выплачены большие дивиденды. Естественно, когда эта информация будет опубликована, цена акций этого акционерного общества возрастет. Если человек, который знает эту информацию раньше, чем она опубликована в средствах массовой информации, приобретает эти акции по дешевке, то через некоторое время, когда цена акций взлетает, он может их продать и заработать достаточно большие деньги».

То же самое, отметил он, касается чиновников. По его словам, если посмотреть подшивки российских газет и журналов за последний год, то найдется порядка пятисот упоминаний о фактах или о подозрениях в использовании инсайдерской информации. И это касается практически всех крупных эмитентов.  

Сегодня решать вопросы по инсайдерским преступлениям, сказал Тарачев, просто необходимо. И рассматриваемый законопроект должен заложить правовую базу для государственного мониторинга рынка ценных бумаг, проведения проверок по подозрительным случаям, выявления нарушителей и, естественно, привлечения их к ответственности.

Концепция законопроекта была основана на трех элементах. Первое - это определение таких ключевых понятий как инсайдерская информация и инсайдер. Второе — это запрещение использовать инсайдерскую информацию при совершении сделок с ценными бумагами. И третье — это описание мониторинга сделок на рынке ценных бумаг и процедуры инсайдерских проверок.

Законопроект содержал полный перечень лиц, признаваемых инсайдерами. К ним, в частности, были отнесены члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии эмитента и дочерних обществ, аудиторы. Инсайдеру запрещалось совершать сделки с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц, передавать или делать доступной для третьих лиц эту информацию, а также давать рекомендации о совершении сделок с ценными бумагами, основанные на инсайдерской информации. 

Проект устанавливал также права и полномочия регулирующего органа по проведению проверок в отношении инсайдеров, включая право на своевременное получение полной информации о совершенных сделках. 

С содокладом выступил заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков («Единая Россия»). Мнения коллег по фракции разошлись. Нет, конечно, Аксаков согласился, что проблема, которую пытаются решить с помощью законопроекта авторы, действительно актуальна. В качестве примера он привел случай, связанный с периодом повышения кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня: за пятнадцать минут до соответствующего объявления началась активизация на рынке, начали покупать ценные бумаги российских эмитентов. Естественно, это были те, кто знал информацию о том, что кредитный рейтинг будет повышен. То есть урегулировать этот вопрос законодательно необходимо. Однако, изучив данный законопроект, комитет принял решение рекомендовать его к отклонению. 

Причины такого решения были следующие. Во-первых, само понятие «инсайдерская информация» дается неопределенно, широко: на основе этого определения можно фактически любого участника рынка ценных бумаг привлечь к ответственности, замордовать, и в результате он просто не сможет работать на рынке ценных бумаг. Во-вторых, слишком большие полномочия предоставляются федеральному органу по рынку ценных бумаг и при этом он не несет никакой ответственности за действия, которые может осуществить на основе данного закона. В-третьих, если речь идет об инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, то достаточно внести поправки в закон «О рынке ценных бумаг» и урегулировать этот вопрос. 

Ну и традиционная, можно сказать, претензия - законопроект противоречил шести уже действующим законам, в том числе Гражданскому кодексу, Кодексу об административных правонарушениях, законам «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов».

На этапе вопросов и ответов депутаты сообщили:

- что широко известным примером использования инсайдерской информации стала продажа крупных пакетов государственных краткосрочных обязательств, ГКО, в конце июля - начале августа 1998 года некоторыми крупными инвесторами и те действия полностью подпадают под статьи данного законопроекта;

- что при этом в законе «О рынке ценных бумаг» уже прописано определение служебной информации и служебной тайны, и там все вопросы предоставления информации, сдачи информации описаны, а проект закона «Об инсайдерской информации» этого вопроса не решает; 

- что как минимум пять смежных законов имеют предметом регулирования отношения, заложенные в основу законопроекта.

Реплику Виктора Геращенко, что у него «до сих пор нет инсайдерской информации: наша верховная власть против компании «ЮКОС» или она против Ходорковского?» сочли, видимо, риторической, и ответа она нее дано не было.

Представитель Правительства РФ Андрей Логинов напомнил, что законопроект был внесен в 2000 году, после этого он неоднократно изучался, анализировался и правительство регулярно давало отрицательную оценку и предлагало авторам внести исправления. И уже когда все возможные исправления по замечаниям, которые высказывало правительство, были в данный законопроект внесены, появился положительный отзыв. В нем было сказано, что разработка законодательства в отношении инсайдерской информации чрезвычайно актуальна. Тем не менее, сообщил Логинов, в правительстве согласны с мнением профильного комитета, что данный законопроект следует отклонить. По его словам, «не может получиться хорошим законопроект, который рождается вот в ходе такой, знаете, многолетней переписки: мы говорим, знаете, всё хорошо, только подправьте это - подправляют, подправьте это...» Логинов предложил продолжить работу над законопроектом и пообещал оказывать всю необходимую поддержку. 

Многострадальная редакция законопроекта «Об инсайдерской информации» была отклонена. И только в 2010 году Госдума приняла действующий сегодня федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».