Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
Проект закона «О парламентских партиях в Российской Федерации» был внесен в Госдуму второго созыва в 1997 году депутатами Владимиром Жириновским, Сергеем Абельцевым и Владимиром Лисичкиным (все — ЛДПР).
На тот момент разнообразные многочисленные партии в России уже существовали, но закон «О политических партиях» еще не был принят. Посему попытка юридически урегулировать эту сферу была вполне обоснованна. Совет Думы принял законопроект к рассмотрению и направил его на заключение в Правительство РФ. И на этом история данной законодательной инициативы в рамках Госдумы второго созыва заканчивается.
Повторно законопроект «О парламентских партиях в Российской Федерации» профильный Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций представил в 2003 году, то есть в третьем думском созыве. После троекратного переноса его рассмотрение в первом чтении состоялось в апреле 2003 года. Докладывал Владимир Жириновский.
Свое выступление он начал в присущей ему эпатажной манере, заявив, что «в парламенте нету парламентских партий. Если бы были настоящие парламентские партии, они занимались бы тем, что решали бы проблемы избирателей, а не копались в собственном кармане: у одних он честный, у других нечестный». После чего напомнил, что проект закона был внесен еще в 1997 году. И это пример правового такого вакуума, когда законы своевременно не рассматриваются, а «если бы мы шесть-семь лет назад этот закон приняли, сегодня у нас по-другому шли бы выборы. ...И меньше бы денег народных, которые мы сейчас ищем для пенсий, уходило бы на формирование мафиозных партий, которые сегодня присутствуют в парламенте в основном на деньги, как раз отобранные у народа».
Характеризуя сам законопроект, Жириновский сообщил, что там четко расписано, что такое парламентская партия, как она формируется. Сформулированы права парламентских партий, порядок выделения средств на их финансирование, порядок освещения деятельности парламентских партий в средствах массовой информации. Предусмотрена также обязанность государственных органов реагировать на выступления партий.
Здесь следует отметить, что в 2001 году уже был принят закон «О политических партиях», а в 2002 году — закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но, по мнению Жириновского, они не действуют так же, как и закон «О выборах депутатов...». По его словам, отсутствие предлагаемого закона «не позволило иметь нормальные парламентские партии, нормальную демократию, нормальную, здоровую экономику».
Ну, и Жириновский не был бы Жириновским, если бы не заявил, что «единственная парламентская партия — это ЛДПР, которая десять лет в Думе, вносит подобные законы и законы, касающиеся всего, в том числе и безопасности, и экономики, и развития государства, и всего прочего».
Далее, обвинив членов профильного комитета в бездействии и нежелании сделать что-то для демократии, он предложил депутатам поддержать законопроект.
От имени Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций с содокладом выступил Александр Чуев («Единство»). Он деликатно отметил, что «мысли, которые изложены в законе, достаточно серьезно опередили время» и что это «мысли действительно полезные: устанавливается статус парламентской партии, предусматривается государственное финансирование и, соответственно, распределение депутатских мест, образование фракций. Но, напомнил депутат, дело в том, что все те положения, которые предлагались авторами этого законопроекта, уже учтены в действующем законе «О политических партиях». То есть, уточнил он, из обсуждаемого законопроекта практически всё, что возможно, учтено в этом законе. Кроме того, по мнению членов профильного комитета, когда действует новый закон и по нему еще ни разу не проводились выборы, принимать другой закон с несколько отличными положениями было бы нецелесообразно. Поэтому и была принята рекомендация данный законопроект не поддерживать и предложить депутатам его отклонить.
Был и еще один весьма существенный фактор для такой рекомендации. Законопроект предусматривал расходы из федерального бюджета. Следовательно, в соответствии с Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы, он может быть внесен только при наличии заключения Правительства РФ. Однако такое заключение отсутствовало, а потому, как сказано в заключении Правового управления Госдумы, «законопроект нельзя считать внесенным в Государственную Думу в установленном порядке».
Желающих задать вопросы докладчику и содокладчику не нашлось. Желающих выступить — тоже. За законопроект «О парламентских партиях в Российской Федерации» проголосовало всего 20 человек. 428 (!), или более 95 процентов депутатов участия в голосовании не принимали. И законопроект отправился в думский архив. Все же семь лет, пока законопроект пролежал без движения, для той бурной эпохи слишком большой срок, в течение которого он безнадежно устарел.
А эта сфера деятельности по-прежнему регулируется законом «О политических партиях», принятом в 2001 году — разумеется, с более поздними поправками.