Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":
Ситуация на рынке детского питания в России была проблемной уже в начале 80-х годов. Во всяком случае, (знаю по личному опыту) молочные кухни прекратили свое существование именно в этот период. В дальнейшем затяжной экономический кризис не позволял изменить положение к лучшему.
Это явилось одной из причин издания в 1992 году указа президента РФ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", в котором указанная проблема была признана приоритетной. В 1994 году указом президента РФ была утверждена федеральная программа "Дети России", целью которой являлось "создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ". А в 1997 году в развитие этого положения была принята целевая программа "Развитие индустрии детского питания" на 1998—2000 годы.
Тем не менее к концу 90-х российские производители детского питания насыщали отечественными товарами только 4% от всей потребности. Еще 30—40% завозили иностранные компании ("Данон", "Хайнц", "Хип" и т.д.). А на 60% рынок просто пустовал. Эти данные были приведены в докладе депутата Андрея Солуянова ("Российские регионы"), который в ноябре 1999 года представлял Госдуме второго созыва законопроект "О мерах по реализации президентской программы "Дети России".
Суть проекта была проста: он предусматривал освобождение поставленного в рамках программы "Развитие индустрии детского питания" оборудования от НДС и таможенных пошлин, а также от наложения штрафов и начисления пеней.
Любопытна история вопроса. С 1997 по 1999 годы в Россию было ввезено 26 линий стоимостью 15—25 миллионов долларов каждая. К концу 1999 года все это оборудование находилось на таможне, две линии были "выпущены в свободное обращение" в соответствии с графиками погашения задолженности, то есть проданы. Сумма таможенных платежей, учитывая пени и штрафы, составляла от 3 до 7 миллионов долларов с каждой линии. А заплатить такие деньги ни одно предприятие, выпускающее детское питание, было не в состоянии.
По расчетам авторов законопроекта, в случае его принятия возникнет реальная возможность в течение двух ближайших лет на 60—70% обеспечить рынок детского питания отечественной продукцией. Цена вопроса (сумма таможенных платежей) — 105 миллионов долларов.
Андрей Солуянов сообщил коллегам, что правительство РФ возражает против принятия данного законопроекта, поскольку он сокращает доходную часть бюджета. Но, по его словам, "это сокращение абсолютно эфемерно", потому что предприятия детского питания все равно эти деньги выплатить не смогут. Предложение комитета Госдумы по бюджету и налогам: принять законопроект, тем самым помочь реализации программы "Дети России".
Представитель правительства РФ Геннадий Батанов отметил, что освобождение от таможенных платежей не соответствует принятой в России экономической политике, предусматривающей сокращение налоговых льгот. Так, в соответствии со статьей 56 части первой Налогового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 1999 года, порядок и условия применения льгот по налогам не могут носить индивидуальный характер. Исходя из этого, кабинет министров считает принятие данного закона нецелесообразным.
Представитель президента РФ Александр Котенков предложил депутатам вдуматься "в сам предмет регулирования: федеральный закон о мерах по реализации программы!" Это, по его словам, "вообще не нормативный акт в этом случае!" А те меры, которые предлагается провести этим законом, можно принять, но только путем внесения изменений в соответствующее таможенное и налоговое законодательство.
Однако депутаты не вняли увещеваниям представителей исполнительной власти и приняли законопроект "О мерах по реализации президентской программы "Дети России" в первом чтении.
Во втором чтении этот законопроект в апреле 2000 года рассматривала уже Госдума третьего созыва. Поэтому докладчик, Геннадий Кулик ("Отечество — Вся Россия") вкратце напомнил его суть. В том числе, что действует президентская программа "Дети России", которая предусматривает строительство предприятий по производству детского питания. И, хотя с момента первого чтения прошло всего четыре месяца, он нарисовал гораздо более оптимистичную картину: в целом программа выполняется удовлетворительно, введено 16 предприятий, строится 12, на следующий год предусматривается строительство еще 16.
Существенная деталь: ко второму чтению было изменено название законопроекта. Теперь он именовался "О внесении дополнений в Закон РФ "О таможенном тарифе" и Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" в связи с реализацией президентской программы "Дети России".
Геннадий Кулик сообщил, что на законопроект есть положительное заключение президента. На что Александр Котенков тут же парировал, что он "не вынес из заключения президента мнение о том, что оно положительное". И добавил, что в нем даны конкретные замечания, которые не учтены полностью. В связи с этим он попросил вынести президентские поправки на отдельное голосование. Основное замечание президента сводилось к тому, чтобы не огульно освобождать от уплаты таможенных пошлин все оборудование, приобретенное в рамках программы "Развитие индустрии детского питания", а по перечням, утверждаемым правительством. Ключевыми, по словам Котенкова, являются слова "по перечням, утверждаемым правительством" (напомним, что к этому времени сменился не только состав Госдумы РФ, но и президент РФ).
Заместитель министра финансов РФ Михаил Моторин обратил внимание депутатов на то, что поправка президента, видоизмененная депутатами, просто нетехнологична. Потому что если речь идет об оборудовании, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, то это означает, что таможенный инспектор должен принять решение: производится это оборудование в России или не производится. Таможенный инспектор такого решения принять не может. У него нет для этого оснований. Именно поэтому для того, чтобы эта поправка работала, президент и предложил: по перечню, утверждаемому правительством.
После довольно длительных препирательств Госдума приняла решение перенести на неделю рассмотрение законопроекта — с тем, чтобы "вычистить" таблицы поправок и согласовать их формулировки.
Через неделю Геннадий Кулик сообщил, что бюджетный комитет выполнил поручение Госдумы: дополнительно рассмотрел замечания президента РФ к этому законопроекту и посчитал целесообразным их учесть, "поскольку они уточняют и более четко определяют те законодательные нормы, которые мы хотели принять".
После этого предложений и возражений по таблицам поправок ни у кого не возникло, и законопроект был принят во втором и сразу третьем чтениях.
В мае закон "О внесении дополнений в Закон РФ "О таможенном тарифе" и Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" в связи с реализацией президентской программы "Дети России" был одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ.