Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":

Все, конечно, помнят драматические события октября 93-го. Но мало кто помнит, а многие и не знают, что ровно четверть века тому назад, 23 сентября 1993 года, вслед за известным указом Бориса Ельцина № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" был издан и другой президентский указ — "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990–1995 годов". В нем в числе разнообразных мер социальной защиты устанавливалась пенсия в размере не ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета РФ на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 года). Более того, эти льготы распространялись и на помощников нардепов.

Указ этот действует и сегодня. Однако Госдума РФ третьего созыва решила все же подкрепить его законодательным актом. И в апреле 2000 года многочисленная (18 человек) группа депутатов, представлявших весь спектр думских фракций, внесла проект закона с пространным названием "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу распространения социальных льгот члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете или его органах на постоянной основе).

В октябре 2000 года законопроект представлял Борис Кибирев (КПРФ). Собственно, суть его предельно проста: внести дополнения в закон "О статусе...", которые распространяли бы установленные законом гарантии социальной защиты, принятые для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, также на народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета РФ или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете и его органах на постоянной основе. Такое решение, по мнению авторов этой законодательной инициативы, было бы "восстановлением социальной справедливости по отношению к народным депутатам".

В чем, с точки зрения депутатов, эта социальная справедливость была нарушена и почему должна быть восстановлена?

Борис Кибирев напомнил, что члены Верховного Совета работали профессионально, на постоянной основе, получали заработную плату. Известно, что народные депутаты России созыва 1990-1995 годов внесли свой вклад в становление парламентаризма в России. А плодотворная работа Федерального Собрания первого созыва в значительной степени определялась тем, что Верховный Совет РФ передал новому парламенту немалое количество подготовленных к принятию законопроектов. То есть, работая в тех же условиях, что и Госдума, неся ту же ответственность за разработку и принятие законов, члены Верховного Совета РФ теми правами, которыми пользуются депутаты Государственной Думы, не пользовались.

Докладчик упомянул, разумеется, "вторую сторону социальной справедливости" — тот самый указ Бориса Ельцина "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов". Он подтвердил, что многие депутаты этим воспользовались, "а кто не успел, тот опоздал".

Почему нардепы не могли воспользоваться указом, не утратившим силу, осталось за рамками и доклада, и его обсуждения. Можно лишь предположить, что это было связано с отсутствием актуализированных подзаконных актов во исполнение этого указа.

Кто же может претендовать на льготы, предусматриваемые поправками в закон "О статусе..."? Во-первых, принцип назначения пенсии — страховой, то есть норма этого закона распространяется только на тех, кто работал на постоянной основе, получал заработную плату. По данным Кибирева, таковых было 350 человек. Из них 220 человек по разным причинам выбыли из этой категории: кто-то уже оформил пенсию, кто-то работал в правительстве, кто-то избрался губернатором либо депутатом Госдумы, а кто-то ушел из жизни. Таким образом, речь идет об оставшихся 130 депутатах. Какова же "цена вопроса"?

Если бы все 130 человек одномоментно ушли на пенсию, то на их пенсионное обеспечение потребовалось бы 6 миллионов рублей. Но, по словам Кибирева, "поименный состав этих депутатов говорит о том, что процесс ухода их на пенсию растянется на 20-25 лет и будут уходить по пять-шесть человек в год". На это потребуется 350 тысяч рублей в год (в ценах того времени, разумеется).

Правительство в своем отзыве этот законопроект поддержало с оговоркой, что он должен быть введен в действие с 1 января 2001 года. Авторы были с этим согласны.

Заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству Олег Уткин ("Единство") сообщил, что комитет внимательно рассмотрел все отзывы депутатов, фракций, депутатских групп, а также бывших депутатов Государственной Думы и Верховного Совета РСФСР и, с учетом положительного заключения Правительства РФ, предложил палате поддержать концепцию законопроекта и рекомендовал принять его в первом чтении.

В Госдуму обратился также Уполномоченный по правам человека Олег Миронов. Обеспокоенный проблемами социальной справедливости, он призвал депутатов принять данный закон.

В ходе обсуждения возникли закономерные вопросы: что делать с теми депутатами, которые были избраны до 1990 года (всех созывов) и остались неохваченными; почему в законопроекте не фигурируют депутаты СССР того же периода. Впрочем, палату вполне удовлетворили ответы, что это дело будущего и что "мы обязательно к этим вопросам подойдем".

В итоге за проект закона в первом чтении проголосовало 339 человек.

В декабре 2000 года законопроект "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы…" представлял Олег Уткин.

Таблица поправок, рекомендованных к принятию, прошла без проблем. А вот отклоненные комитетом поправки Правительства РФ вызвали споры. Суть их сводилась к следующему. Во-первых, привязать пенсионное обеспечение депутатов созыва 1990-1995 годов к ежемесячному денежному содержанию заместителя федерального министра, так как они получали денежное содержание, соответствующее заместителю министра, а не министру РФ, как депутаты Госдумы. Во-вторых, предоставить право выбора: воспользоваться либо пенсионным обеспечением в соответствии с федеральным законом, либо в соответствии с указом Президента. По мнению профильного комитета, это внесло бы внутреннее противоречие в сам закон, который обязывает Президента и Правительство привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом. К тому же ссылку на указ в федеральном законе в комитете посчитали некорректной. Рекомендация — правительственные поправки отклонить.

Тогда слово взял заместитель министра труда и социального развития РФ Валерий Январев. Он пояснил, что правительственные поправки вовсе не связаны с правом или неправом предоставления депутатам пенсии. А дело в том, что без этих поправок, по существу, пенсионное обеспечение депутатов Верховного Совета РСФСР периода 1990-1995 годов не будет осуществляться. Почему? Потому, что пенсии назначаются исходя из заработной платы, и справку о заработной плате, естественно, дают руководитель аппарата и главный бухгалтер. В этой справке будет указана зарплата замминистра. И каким образом выдать справку, финансовый документ, где будет стоять зарплата министра?

Второй момент — по той редакции закона, которая предлагается депутатами, пенсия депутатов ВС РФ будет выше, чем зарплата, которую они получали и с которой назначается пенсия. "Я считаю, что это неправильно, — подчеркнул Январев, — потому что такого нет нигде, ни у одного человека не было в Советском Союзе, нет и в России".

И, наконец, поправка, дающая право выбора: либо по указу, либо по закону. Каждый может выбрать лучший для себя вариант.

Несмотря на эти доводы, предложения Правительства РФ, голосовавшиеся дважды, палата отклонила. И законопроект "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" был принят в думской редакции во втором и сразу третьем чтениях.

У членов Совета Федерации данный закон возражений не вызвал. В начале 2001 года они его одобрили, а Президент подписал. И "расстрелянный парламент" получил законодательное подкрепление предоставленных Указом Президента РФ пенсионных льгот.