МОСКВА, 19 окт - РАПСИ, Анна Шубина. Единогласным оправдательным вердиктом закончилось в Мосгорсуде дело бывшего следователя по особо важным делам Андрея Гривцова, которого обвиняли в вымогательстве у предпринимателя взятки в 15 миллионов долларов. Тем не менее, прокуратура может обжаловать будущий оправдательный приговор в Верховном суде РФ.

Присяжные посчитали недоказанным даже само событие преступления. Поэтому еще два фигуранта дела - Сергей Керимов и Сергей Хацернов, которых следствие называло посредниками, также были оправданы.

Защита считает, что вердикт стал доказательством того, что присяжные не любят пустых сочинений обвинения, которое без явных доказательств пыталось устроить следователю "показательную порку".

Новый зал

Дело Гривцова стало первым уголовным процессом, слушания по которому проходили в новом зале Мосгорсуда для резонансных дел с почти сотней мест для зрителей. Журналисты заседания почти не посещали, но зато поддержать подсудимых приходили несколько десятков их друзей и знакомых. Некоторые их них, побывав почти на всех заседаниях, пропустили самую важную часть процесса - вердикт, так как их не предупредили, что по пятницам в суд не пускают после пяти часов вечера.

Перед удалением коллегии присяжных в совещательную комнату судья Николай Ткачук обратился к ним с напутственным словом, в котором напомнил версии обвинения и защиты, основные доказательства. Судья рассказал о принципе презумпции невиновности, однако отметил, что показания обвиняемых стоит оценивать только в совокупности с другими доказательствами, ведь это их тактика и способ защиты. В пользу подсудимых, отметил судья, должны трактоваться только разумные сомнения.

Данные следствия

По данным прокуратуры, в 2009 году Гривцов вел расследование уголовного дело о рейдерском захвате одного из московских предприятий в отношении гражданина, защиту которого на предварительном следствии осуществлял адвокат Московской коллегии адвокатов Михаил Вытнов.

Следствие считает, что Гривцов вступил в предварительный сговор с адвокатом Московской областной коллегии адвокатов Русланом Паркиным для получения при его посредничестве взятки в размере 15 миллионов долларов. Эта взятка вымогалась у президента ООО "Росэнергомаш" Владимира Палихаты и Михаила Вытнова под угрозой привлечения их к ответственности в рамках расследования этого уголовного дела.

Посредником в получении взятки выступил Сергей Керимов, а роль пособника преступления исполнил действующий в то время сотрудник ГУВД по Москве Сергей Хацернов, утверждала сторона обвинения.

По ее данным, для того, чтобы Палихата стал опасаться предъявления обвинения, его, в частности, вызвали на допрос в качестве свидетеля, но при этом Гривцов заранее составил ему список вопросов.

Палихата обратился в полицию, и дальнейшие действия проводились в рамках оперативного эксперимента. Для передачи взятки на имя Керимова была арендована банковская ячейка, куда положили муляж 8 миллионов долларов первого транша взятки - несколько килограммов нарезанной бумаги, декорированной 59 тысячами настоящих долларов, говорилось в материалах дела.

Уголовное дело было возбуждено по статье УК РФ "покушение на получение взятки в особо крупном размере путем вымогательства", санкция которой предусматривает до 12 лет лишения свободы.

Версия обвинения

В ходе прений сторон прокурор Ирина Шляева просила присяжных вынести всем трем подсудимым обвинительный вердикт. Она отметила, что явных доказательств, таких, например, как отпечатки пальцев, в деле нет, поскольку подсудимый "работал следователем и знал, как скрыть следы своей преступной деятельности, вымогая деньги через нескольких посредников". Тем не менее, по словам прокурора, о виновности свидетельствует образ действия Гривцова, который вызывал потерпевшего на допрос, фактически угрожая привлечением к уголовной ответственности.

Шляева отметила, что Гривцов хотел запугать Палихату возможным привлечением к уголовному делу, поэтому вызывал его на допросы. Если бы он действительно считал его виновным, полагает прокурор, то сразу предъявил бы обвинение.

Среди косвенных доказательств фигурировали, в частности, многочасовые записи телефонных переговоров, которые присяжные слушали на заседаниях. Прокурор отметила, что по некоторым моментам речи можно понять, что речь идет о вымогательстве взятки.

"На заседании Гривцов говорил вам, что действовал законно, но никакой законности в его действиях не было. Он действовал скорее беззаконно, нарушая нормы Уголовно-процессуального кодекса", - обращалась к присяжным Шляева. По ее словам, действовала целая цепочка, во главе которой стоял следователь, который определял, какие действия будут проводится и какие из них вынудят Палихату заплатить деньги.

Она подчеркнула, что своим вердиктом присяжные должны поставить преграду на пути коррупции.

Позиция защиты

В свою очередь подсудимые и адвокаты объяснили отсутствие прямых доказательств не своим оперативным опытом по их сокрытию, а собственной невиновностью.

Гривцов отметил, что по фактическим обстоятельствам его действий у него нет расхождений со следствием. Однако обвинение считает, что он осуществлял свою профессиональную деятельность - проводил допросы, участвовал в расследовании дела с корыстным мотивом, добиваясь передачи взятки. А экс-следователь назвал это просто выполнением служебных обязанностей.

Он пояснил, что изначально не хотел принимать к производству дело, в рамках которого допросил Палихату, поскольку был очень загружен расследованием ряда других уголовных дел.

Его адвокат отметила, что Палихата избежал уголовной ответственности не благодаря предполагаемой взятке, а только из-за ареста Гривцова. Всю историю со взяткой защита назвала провокацией, направленной на то, чтобы скомпрометировать следователя и убрать его с дороги.

Гривцов отметил, что предполагаемых посредников Сергея Керимова и Сергея Хацернова он вообще не знал до возбуждения в отношении него уголовного дела.

Керимов, в свою очередь, заявил, Палихата использовал его дружбу с ним, чтобы скомпрометировать следователя и избежать привлечения к уголовной ответственности.

Нарушения и удаления

Между тем выступление защиты в прениях судья Николай Ткачук неоднократно прерывал, указывая на то, что адвокаты слишком вольно трактуют обстоятельства дела, неуважительно говорят о потерпевших и свидетелях обвинения, а также пытаются оказать воздействие на присяжных.

Речь Гривцова вообще продлилась лишь насколько минут, после чего судья удалил его из зала суда до окончания прений сторон. По мнению судьи, своим выступлением экс-следователь пытался надавить на присяжных.

Решение судьи вызвало неудовольствие многочисленных друзей и знакомых подсудимых, зааплодировавших в знак протеста. В итоге несколько десятков человек приставы вывели из зала, хотя они успели высказать своем мнение о несправедливости данного шага, а также сообщить присяжным, что без их присутствия допросили много свидетелей.

В ходе самого судебного разбирательства судья отстранил от участия в процессе двух из трех адвокатов обвиняемого.

После оглашения вердикта Гривцов сказал, что теперь поедет домой и поцелует жену и дочь, а думать о наказании оклеветавших его людей пока не собирается.