РАПСИ завершает подведение итогов насыщенного важными, историческими и беспрецедентными событиями 2020 года. Мы освещали их не только в режиме новостных сводок экспертных комментариев, но и старались выбирать необычные ракурсы, предоставляя читателям возможность открыть для себя что-то новое в актуальной повестке и привычных темах. Прощаясь с 2020-м мы вспоминаем 10 ярких публикаций РАПСИ в рамках ключевых трендов года.


Важнейшим правовым событием 2020 года в нашей стране бесспорно стало принятие поправок в Конституцию России. Масштаб и значимость этого решения возможно будет оценить спустя годы, однако анализировать объективные предпосылки и основания президентской инициативы мы начали сразу после послания Владимира Путина к Федеральному Собранию.

На сайте РАПСИ можно найти многочисленные и всеобъемлющие комментарии экспертов по этой теме. Особо пристальное внимание мы уделили экологическим поправкам, рассмотрев сценарий их применения на практике в Иркутской области. А также посвятили аналитический материал трактовкам предложения внести в Конституцию упоминание Бога и сделать русский язык государственным как язык государствообразующего народа.

Из публикации «В начале было Слово: новое понимание Бога в поправках к Конституции» можно узнать о современном содержании таких важных понятий как Invocatio Dei и Nominatio Dei, про отказ от взывания к Богу и прощание с ним, а также про уравнивание Бога и народа:

«Предложение внести в российскую Конституцию упоминание Бога было уравновешено закреплением в ней понятия «государствообразующий народ»… Это абсолют демократической формулировки. Согласно ей, важнейшим залогом существования государства является не вера в Бога, не забота властей, даже не соблюдение традиций, а внутриобщественная коммуникация, построенная на доступном всем гражданам русском языке».

Принятие поправок в Конституцию России основывалось на решении граждан, для выяснения которого было организовано общероссийское голосование. Подготовку к нему скорректировала пандемия коронавируса. Она стала стимулом для ускорения эволюционного развития электорального процесса: в частности, впервые в России было широко применено электронное голосование. РАПСИ в числе прочего рассказывало о международном опыте внедрения этой технологии. А о правовых аспектах данной инновационной процедуры, о причинах страхов технофобов, протестов неолудистов и надежд датаистов можно было узнать из комментариев юристов.

В праздничные дни не хочется лишний раз вспоминать о событии, которое вписало 2020 год во всемирную историю: пандемии COVID-19. Распространение коронавируса не только полностью изменило образ жизни большинства россиян, но и способно ускорить трансформацию канона прав человека. О том, что после пандемии мы можем оказаться в новом мире начали говорить еще в марте, но к декабрю стало ясно, что сценарий этот имеет не столько социально-экономический, сколько юридически-правовой характер.

РАПСИ детально освещало правовые последствия закрытия театров и фитнеса, церквей, введение системы цифровых пропусков, иллюстрировали инфографикой зарубежный опыт, а также в наглядных формах сравнивали отечественные правовые нормы с аналогами в других странах.

Пожалуй, одним из наиболее значимых оказался эксклюзивный материал нашего корреспондента о том, как режим самоизоляции повлиял на уязвимые группы населения: «Когда дом – улица: как бездомные живут в условиях пандемии».

Введение режимов самоизоляции в России, карантина и чрезвычайного положения в некоторых других странах спровоцировал широкую дискуссию о соблюдении традиционных прав человека в столь необычной ситуации. Одним из самых громких голосов на международной арене стала критика гуманных действий государственных властей разных стран со стороны крупнейшего современного философа Джорджо Агамбена. Авторы РАПСИ вступили в заочный правовой спор с итальянским мыслителем.

В материале «Новые права личности: государственные новации после пандемии. Полемика с Агамбеном» на основании главных тезисов философа рассматриваются вопросы: не будет ли более корректной и точной замена абстрактного понятия «социальное дистанцирование» на актуальный синоним «социальная гигиена»; не является ли запрос на «социальную гигиену/дистанцирование» симптомом постепенной замены в развитых странах системы прав человека на права личности; что является наиболее «невыносимым» в условиях жизни современного человека: офисная коммуникация, условия фриланса или виртуализация труда; за что должны нести личную ответственность люди, кроме их «голой жизни»; насколько законы свободной рыночной экономики соответствуют духу времени; стоит ли государству ограничивать впоследствии свое участие в рыночных секторах, или пандемия стала подходящим поводом для перехода экономики развитых стран на новый уровень; какие плюсы существуют в «жизни в вечном состоянии страха и незащищенности»?..

В конце года стало окончательно очевидно, что произошедшие события и реакция на них преимущественно в западных странах поставили под серьезное сомнение выживание минимум одиннадцати из базовых прав, перечисленных во Всеобщей декларации. Изучение попыток переоценки их значимости, дискуссий о замене фундаментальных прав на принципы «новой этики» позволило авторам РАПСИ инициировать создание «Красной книги» исчезающих прав человека: этот список, пояснения и обоснования представлены в материале «Черный год для прав человека».

При этом в пандемии и режиме самоизоляции можно было обнаружить и позитивные эффекты. Таким «лучом света» стала работа отечественной судебной системы, которая в сложной эпидемиологической обстановке сумела не просто обеспечить доступ граждан к правосудию, но и сохранить гласность судопроизводства, создав при этом безопасные условия для всех участников процесса.

Работу Верховного суда РФ во время пандемии высоко оценил ЕСПЧ. А Европейская Комиссия в конце года и вовсе признала российские суды наиболее эффективными и экономными в Европе. Убедиться в объективности столь высоких оценок со стороны западных экспертов можно, например, из нашей справке о работе судов мира во время пандемии.

Слаженный и гармоничный переход от реального к виртуальному правосудию стал возможен благодаря постоянному развитию информационных систем. В целом тема расширения областей цифровизации и, в частности, внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в повседневную жизнь стала одной из наиболее дискутируемых в прошлом году.

Подробности о высокотехнологичных планах президента и московском эксперименте, который призван сформировать правовую базу для повсеместного распространения в России искусственного интеллекта описаны в материале «Постпандемическая Россия: искусственный интеллект».

Еще одним важным пандемичным трендом стала регионализация. Еще в первой четверти года авторы РАПСИ предприняли попытку предсказать инновации по расширению прав местных властей. Воплощение этого прогноза постепенной смены тренда регионализации вместо глобализации мы наблюдали в оставшиеся три четверти года:

«В президентском послании Федеральному Собранию РФ, которое было озвучено в январе этого года, одним из главных тезисов Владимира Путина было утверждение актуальной необходимости усиления роли губернаторов. Фактически эта задача оказалась выполнена уже спустя три месяца».

Событием исторического масштаба стал третий юбилей (согласно словарю иностранных слов А.Чудинова, так называются даты кратные 25) Победы в Великой Отечественной войне. Столь значимая дата позволила уделить больше внимания правовым вопросам, поставленным той эпохой и не потерявшим своей актуальности до наших дней.

РАПСИ на протяжении года рассказывало, какое влияние оказали военные события на современное право, анализировало споры о сути ключевых эпизодов тех лет в рамках современной мысли, а также о значимости корректной трактовки истории.

Наиболее многогранными, пожалуй, стали два материала из этого цикла. В публикации «Новый категорический императив: философы о правовых нормах после Холокоста» рассматривается влияние опыта нацистских преступлений на правовую мысль второй половины ХХ века. Изучение действий Адольфа Эйхмана через оптику идей Иммануила Канта, Ханны Арендт, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса позволяет раскрыть актуальность этико-правовых концептов философов, посвященных личной ответственности – от Холокоста до MeToo и BLM:

«Наиболее уместной экзистенциальной теорией в мире после Аушвица вероятно стоит считать вариант немецкого философа – Карла Ясперса. Согласно нему, в экстремальной ситуации геноцида моральность субъекта определяется не степенью свободы субъекта, на основе которой Кант строит различение «моральных» и «легальных» поступков, а выбором в пользу жертвы. Согласно идеям Ясперса, изложенным в «Вопросах виновности», в ситуации выбора следует принимать сторону страдающего «меньшинства», даже не принадлежа к нему ни по рождению, ни по статусу».

Выводом этого материала может служить формула: от вертикали к горизонтали – от поиска героя к выявлению жертвы.

Не менее актуальная правовая проблема рассматривается в материале «Языковые нормы: опыт Второй мировой войны в современном мире». На сегодняшний день именно трансформации языковых норм, одними из первых систематически примененных нацистами, стали важнейшим инструментом во всем мире по ограничению или расширению прав определенных социальных категорий. В статье анализируются интерпретации Юргена Хабермаса, Карла Шмитта, Валерия Подороги, Теодора Адорно, Жан-Франсуа Лиотара, Ханны Арендт лингвистических предпосылок преступлений нацизма:

«Следует заметить, что это наследие нацистской Германии стало одним из наиболее востребованных в истории послевоенного мира. В обиходную действительность цивилизованного мира корректировка языковых шаблонов окончательно вошла, начиная с войны во Вьетнаме. Именно в тот период американские власти стремились ввести запреты на употребление в отношении военных событий терминов, демонстрирующих факты убийства и насилия».

Пандемия коронавируса и распространение режима самоизоляции (вынужденной и добровольной) привели не только к развитию цифровизации различных отраслей, внедрению инновационных технологий и сервисов, но и к увеличению роли интернета в целом и соцсетей в частности. Это имело как локальные, так и глобальные последствия.

К первым можно привести попытки перенести на российскую почву методы, применяемые в США активистами второй волны кластеризованного MeToo. Наиболее наглядной иллюстрацией деструктивности этого инструмента для всех участников скандалов стал июльский инцидент в среде столичных журналистов.

Обсуждение абьюзивных отношений (прецедентов систематического нарушения личных границ, унижений, жестокости в отношении партнера) в российском сегменте Twitter быстро переросло в обвинения в домогательствах, психологическом и сексуальном насилии. Однако вместо развития в правовом направлении это переросло в флешмоб и сведение личных счетов.

В аналитическом материале «Бенефициары харассмента» авторы предприняли попытку провести первый систематический разбор причин формирования данной печальной тенденции. А также сформулировали памятку: как помочь настоящим жертвам или хотя бы не навредить им своей активностью в соцсетях.

Проблемой же глобального характера, касающегося правового положения соцсетей в России, следует назвать политику руководства зарубежных ИТ-корпораций (Google, Facebook, Twitter, YouTube и других) в отношении соблюдения законов нашей страны.

Речь идет как о цензурировании (при том, что цензура в нашей стране запрещена законом) ими части российского контента, так и об их отказе открыть свои представительства в нашей стране, что в частности препятствует эффективной защите персональных данных россиян.

Об обоснованности и последствиях этих проблем, а также о перспективах и способах их решения ведущие эксперты отрасли подробно рассказывали РАПСИ во втором полугодии. О том, что эта проблема имеет международный характер и что за рубежом ей озабочены не менее, чем в России, можно прочитать в материале: «Избавление от цифровых "ножек Буша" - эксперты о регулировании деятельности IT-специалистов».

Среди эксклюзивных материалов РАПСИ можно выделить запуск нового спецпроекта «Бизнес-среды». Он был организован совместно Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. В условиях пандемии это оказалось крайне актуальное и полезное начинание. Благодаря материалам проекта предприниматели могли узнать, в частности, об инструментах защиты бизнеса и найти ответы на другие важные вопросы.

О защите трудовых прав наемных сотрудников мы также писали в аналитических материалах и опросах экспертов.

Продолжило свое развитие РАПСИ и в направлении междисциплинарных исследований. В 2020 году материалом, формулирующим новаторский для права, философии и литературоведения концепт «возвращения автора», завершился цикл авторских публикаций, рассматривавших в новой оптике деятельность ведущего философа прошлого века Мартина Хайдеггера.

В публикации «МетаХайдеггер: концепты "эксгумации" и "возвращение автора"» идет речь о применении новых форм работы с источниками:

«Эксгумация автора» - попытка судить умерших по неизвестным им законам, результатом чего становится сокращение вариантов изучаемых сегодня жизненных моделей. «Возвращение автора» - реконструкция диалога с представителем исторически другой ментальности, что позволяет проверить на прочность существующие сегодня нормы взглядом извне (из другой эпохи)…

«Возвращение» Хайдеггера говорит о новой форме мышления и прочтения – осцилляции. «Тетради» показывают, насколько логичными в тот исторический момент казались вопиюще ошибочные в нынешней перспективе мысли… Осцилляция – это мышление против того и другого утверждения. Принципиальный отказ от принятия любой однозначной оценки, последовательное опровержение устоявшихся утверждений… Возможно, залог успеха проекта Хайдеггера как «возвращенного/возвратившегося автора» в том, что его стратегией было вопрошание, а не ответы».

Еще одним важным эксклюзивом РАПСИ, привлекшем широкое внимание общественности в прошедшем году, стал фирменный жанр Агентства: текстовая онлайн-трансляция судебного заседания. Наиболее резонансный процесс-2020 в России – уголовное дело актера Михаила Ефремова.

Наконец, невозможно забыть про исторические расследования авторов РАПСИ. В 2020-м подошел к концу многолетний цикл, в котором освещалась история развития в России прав различных категорий жителей. После пристального рассмотрения в прошлом году истории прав казаков, предпринимателей, рабочих, был запущен новый актуальный цикл, в котором идет речь о влиянии различных этапов эпохи колонизации на трансформацию правовых и законодательных норм в мире: «Колониализм и права человека в колониях».