МОСКВА, 3 июн — РАПСИ. Следственные органы в последнее время все чаще безосновательно вменяют бизнесменам вместе со статьей 159 УК РФ (мошенничество) статью 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем), сообщил общественный уполномоченный по международному праву при бизнес-омбудсмене Москвы адвокат Владислав Сазонов. 

«Эта тенденция крайне негативна, она касается не только предпринимателей, она касается всех тех, кто является обычными сотрудниками. Все очень просто, если возбуждается дело в отношении бизнесмена по статье 159 УК РФ, и следственные органы видят, что не получается у них ничего доказать — нет состава преступления, человек зачастую находится год в СИЗО, то они говорят: «Подождите, ведь у тебя есть компания, сотрудники: директор, бухгалтер, руководитель — вы же объединены в какую-то группу, эта группа устойчивая, вы получаете зарплату. Если вы группа, то, наверное, уже нужно смотреть не по мошенничеству, а по более тяжкой статье — 210 УК РФ». То есть это организованная преступная группа, в которую можем попасть все мы», — сказал Сазонов на пресс-конференции, посвященной стодневной работе Татьяны Минеевой на должности бизнес-омбудсмена Москвы. 

По словам общественного уполномоченного, число таких «удвоенных» дел составляет до 10% от общего количества. «Никто не предполагал, что статья, которую создавали для того, чтобы искать криминальных авторитетов и ОПГ, исходя из правоприменительной практики, начнет распространяться и на обычных людей: на их бухгалтеров, директоров, водителей и так далее», — пояснил он.

По мнению спикера, необходимо дополнить статью 210 УК уточнением, что она не распространяется на лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности по составам, предусмотренным главой 22 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности). Кроме того, Сазонов считает, что в подобных делах необходимо участие суда присяжных. «В настоящее время это единственный орган, выносящий до 18% оправдательных приговоров. У нас техническая судебная погрешность 0,1-0,3% оправданий», — заключил он. 

Ранее Минеева неоднократно говорила, что статью 210 УК РФ все чаще применяют в отношении предпринимателей в целях оказания на них дополнительного давления (по ней не существует иной меры пресечения, кроме ареста) или с целью скрыть плохую работу следствия (сроки следствия по статье 210 УК РФ на полгода больше чем по статье 159 УК РФ).