МОСКВА, 27 фев — РАПСИ. Отсрочка наказания больным наркоманией свидетельствует о расширении гуманистических начал в уголовном законе, однако острой необходимости в ее сохранении нет, считает юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Антон Куликов.

Федеральный закон № 491-ФЗ, который касается порядка предоставления отсрочки наказания больным наркоманией, вступает в силу 30 марта. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующий порядок предоставления отсрочки наказания больным наркоманией применяется лишь в отношении 1% такой категории лиц (в 2014 году – только 81 обвиняемому). По мнению законодателя, этот институт должен применяться чаще, поскольку он направлен на ресоциализацию наркозависимых без отбывания ими наказания в виде лишения свободы. Отсрочка предоставляется до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более, чем на 5 лет.

Куликов отметил, что эта мера применялась редко. По его словам, круг преступлений, за совершение которых может быть предоставлена отсрочка, определен достаточно произвольно, хотя вряд ли существуют препятствия распространить действие этой нормы на другие преступления в сфере оборота наркотиков. В частности, предусмотреть такую возможность в случае назначения в виде лишения свободы на срок до 5 лет за эти преступления. Отсрочка может быть применена только к тем, кому назначено наказание в виде лишения свободы, хотя санкции указанных статей являются альтернативными. Однако другие виды наказаний необоснованно не могут быть отсрочены. При этом лишение свободы назначается за указанные преступления реже, чем другие виды наказаний, подчеркнул эксперт.

Поправками в закон вводится право суда применить статью 82.1 УК РФ не тем, кто совершил преступление впервые, а тем, кому назначается лишение свободы впервые за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьи 233 УК РФ. Несмотря на то, что эти преступления относятся к категории небольшой тяжести, за их совершение впервые суд вправе назначить реальное лишение свободы (в силу исключения из части 1 статьи 56 УК РФ).

С одной стороны, изменения направлены на расширение круга лиц, которым может быть применена отсрочка. Теперь она может быть применена и в случае, если новое преступление не является совершенным впервые. Вместе с тем, по мнению Куликова, это не оказывает влияния на другие причины низкого числа применения этой меры. Он отметил, что по-прежнему отсрочить можно только наказание в виде лишения свободы, которое нечасто назначается за преступления небольшой тяжести. Круг преступлений остался прежним.

Кроме того, у обвиняемого отсутствует стимул для прохождения лечения от наркозависимости. «Учитывая длительность лечения и реабилитации и связанные с этим ограничения, многим проще и удобнее отказаться от прохождения лечения и отбыть срок лишения свободы», — считает эксперт. Таким образом, внесенные законом поправки носят фрагментарный характер, не разрешающие препятствия для применения отсрочки наказания больным наркоманией. «Сохранение ст. 82.1 УК РФ обусловлено, скорее, политическими мотивами, а не интересами практики. Как представляется, острой необходимости в ее сохранении нет», — считает Куликов. В то же время, если законодатель желает расширить применение этой меры, то ему следует расширить круг лиц, которым она может быть применена: распространить возможность отсрочки не только на случаи, когда назначается лишение свободы, но и другие виды наказания; расширить перечень составов преступлений в части 1 статьи 82.1 УК РФ.