МОСКВА, 4 апр — РАПСИ. Умышленные вбросы фейковых новостей сложно остановить без принятия специальных мер уголовно-правового характера, сегодня назрела необходимость введения специальной нормы в Уголовный кодекс РФ, считают опрошенные РАПСИ эксперты.
По словам советника Федеральной палаты адвокатов РФ Нвера Гаспаряна, в настоящее время ответственность непосредственно за введение людей в информационное заблуждение в России не установлена. Поэтому в отношении украинского пранкера в связи с событиями в городе Кемерово возбуждено дело о разжигании ненависти и вражды (статья 282 УК РФ).
«Между тем, как раз необходима специальная норма в УК РФ, когда лицо, имея умысел, скажем, на дестабилизацию ситуации в определенном районе или стране, желая спровоцировать массовые беспорядки и иные массовые противоправные действия, сообщает через средства массовой информации либо иным способом сведения, заведомо не соответствующие действительности, способные повлечь либо повлекшие тяжкие последствия (гибель людей, причинение телесных повреждений и т.д.)», — отметил Гаспарян.
В то же время он призвал отличать случаи, когда лицо распространяет ложные сведения заблуждаясь и не имея злых намерений.
«Тем не менее общественная опасность от умышленных вбросов фейковых новостей чрезвычайно велика. Не прибегая к мерам уголовно-правового характер невозможно остановить подобные действия», — считает адвокат.
Его коллега из бюро «Резник, Гагарин и партнеры» Андрей Самойлов также полагает, что из-за сложившейся ситуации с информационными вбросами следует расширить перечень охраняемых административным и уголовным законом институтов. При этом адвокат отметил, что новые охраняемые меры не должны скатываться к цензуре.
«В России отсутствует как таковая система ответственности за введение людей в информационное заблуждение. Ответственность может наступать в том случае, если введение в заблуждение связано с посягательством на какие-то институты, охраняемые законом: честь и достоинство человека, безопасность государства, разглашение охраняемой законом тайны и т.д.
Гражданское, уголовное, административное законодательство содержат нормы об ответственности за ущемление чести и достоинства, оскорбления, клевету, призывы к разного рода экстремистским действиям, за ущемление по признакам расовой, религиозной принадлежности и так далее. Необходимо расширять перечень охраняемых административным и уголовным законом институтов», — поясняет Самойлов.
По его мнению, для привлечения виновных в распространении ложных новостей к ответственности необходимо оценивать направленность информационных вбросов, их последствия.
«Если они посягают на охраняемые уголовным или административным законом институты — привлекать к ответственности виновных. Остановить же как таковое распространение фейковых новостей невозможно. Для этого придется создавать некую систему контроля достоверности, что означает цензуру. Возможно лишь привлечение к гражданской, административной и уголовной ответственности авторов заведомо ложных сообщений, при условии, что они нарушают прямые запреты, установленные законом», — заявил Самойлов.