Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Возможность публично обнародовать законодательные инициативы еще на стадии подготовки, чтобы широкие слои общественности хотя бы формально могли их обсудить, все чаще играет злые шутки с самими инициаторами подобных обсуждений. Сырые и плохо проработанные проекты документов наводят на грустные размышления.

Главный их вывод: чиновники совершенно не желают учиться даже на собственных ошибках. Рассуждать о соответствии некоторых предлагаемых инициатив действующим в стране законам при таких взглядах на жизнь - до смешного наивно. Такое впечатление, что главное – не соблюдение законности, а некая местечковая целесообразность.

Скандал в Самаре, когда в конце футбольного матча между местными "Крыльями Советов" и махачкалинским клубом "Анжи" на поле вылетел банан, и упал, как назло, у ног бразильской звезды Роберто Карлоса, по определению не мог закончиться одними поисками зрителя-злоумышленника. Картинная обида бразильца стала еще одним отличным поводом для гиперактивности первых лиц Российского футбольного союза (РФС).

Итогом бурной деятельности явилось решение, принятое 27 июля по итогам совещания об обеспечении правопорядка на футбольных матчах Российской премьер-лиги: надо для зрителей написать специальный свод правил поведения.

Менее чем через неделю идея оказалась реализованной. На сайте РФС 1 августа был опубликован проект "Правил обеспечения безопасности зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей под эгидой РФС".

Цель публикации проекта – то самое общественное обсуждение. Что ж, обсудим.

Пищевые цепочки

Подробно анализировать все до единого пункты 13-страничного документа нет смысла. Оставим на совести его авторов, почему, к примеру, барабан должен быть строго до 60 см в диаметре и шириной до 40 см, а "баннер-транспарант" - вписываться в размеры два на полтора метра. Если эти величины хоть как-то влияют на безопасность зрителей, может, их численное ограничение и логично.

Но документ содержит и такие тезисы, по прочтении которых вопрос о разумности авторов остается как минимум дискуссионным.

К примеру, болельщиков собираются обязать предоставить "нотариально заверенный перевод средств поддержки (баннеров)", если их оригинальный текст приведен на государственных языках республик РФ или иностранных языках. Посыл понятен: нам, организаторам, а также правоохранительным органам надо знать, что вы пытаетесь сообщить простым зрителям, болельщикам и фанатам других команд, игрокам и тренерам. Ведь тот же инцидент с впечатлительным Роберто Карлосом наводит на мысль, что не только сам банан как предмет, а даже и это слово, написанное по-португальски на отрезе ткани, может разом ввести в ступор еще какую-то слабонервную заокеанскую футбольную звезду.

Понятно и то, что языкам обучены далеко не все. Но вот предложение сделать частью разрешительной цепочки еще и нотариусов вызывает немало вопросов. Безусловно, члены данного сообщества полномочиям, которые могут нежданно-негаданно свалиться на них, будут только рады. Ведь в клиентах моментально окажется целая платежеспособная социальная группа.

Поскольку РФС призвал еще и делать предложения, выступаю с таким: чиновникам оперативно следует провести переговоры с нотариальными палатами субъектов РФ, чтобы те, в свою очередь, выделили в каждом регионе нескольких нотариусов, специализирующихся именно на футбольной тематике. Пошел удостоверить текст транспаранта к другому нотариусу, не из утвержденного перечня? Ну, тогда на стадион со своей атрибутикой тебе путь закрыт. В процессе межкорпоративных переговоров также уместно обсудить, по какому тарифу следует обслуживать болельщиков. Ну, чтобы, как говорится, два раза не вставать…

Прочтение другого пункта правил заставляет тут же позабыть о нотариате: в "пищевой цепочке" обнаруживается еще одно звено. "Средства поддержки, содержащие аббревиатуры и сочетания цифр, должны иметь письменное разъяснение значения аббревиатур и сочетаний цифр, заверенное клубом", - отмечается в документе, при этом баннеры не должны содержать надписей "политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера".

Незавидной уже сейчас представляется судьба поклонников ЦСКА, СКА и прочих команд, чьими официальными названиями всю жизнь считались именно аббревиатуры. Им придется нанимать и таскать за собой по городам и весям специально обученного юриста, в портфеле которого будет не пиво и смена белья, а исключительно разрешительная документация.

Отдельное недоумение вызывает тот факт, что авторы нового свода болельщицких законов отдают контроль за содержательной частью атрибутики на откуп самим клубам. Требование принести на стадион положительное заключение уполномоченной на то лингвистической экспертизы тут было бы более логично.

Власть безвластья

История с летающим самарским бананом, что вполне ожидаемо, проходит в документе красной нитью. Есть в нем прямой запрет "бросания предметов, в том числе овощей, фруктов или жидкостей любого рода в таре или без, в направлении участников матча, зрителей, других лиц, а также в направлении футбольного поля или на само футбольное поле".

Казалось бы, составители правил учли все случаи жизни. Но нет, забыли две вещи. Во-первых, перечислить фрукты и овощи.

Во-вторых, и это здесь -  главное: любой запрет предполагает наличие ответственности за его несоблюдение. Основная санкция, которую организаторы любого спортивного состязания могут применить к непослушному зрителю – лишить его права присутствовать на стадионе. Однако такое право проще установить, чем претворить в жизнь. В тех же правилах сказано, что "за порядком на стадионе следят стюарды, которые должны, как правило, входить в клубную систему службы безопасности и проходить периодическое обучение по программам, устанавливаемым РФС" (пункт 6.4).

Соседний пункт 6.8 гласит, что "в случае возникновения со стороны зрителя/лей действий, противоречащих настоящим правилам, стюард должен предпринять все меры, не противоречащие настоящим правилам и действующему законодательству Российской Федерации, чтобы предотвратить противоправные действия".

В переводе на русский, у стюарда по закону есть одно полномочие – уговорить нарушителя правопорядка выйти вон. Трогать его руками и уж тем более удалять с места действа силой такой сотрудник не имеет права. Поставьте на его место частного охранника из ЧОПа – будет то же самое. Полиция же, если помните недавние договоренности РФС с МВД РФ, очень скоро вообще не должна появляться на футбольных аренах.

Все это означает, что запрет бросаться предметами и жидкостями, равно как и многие другие прописанные в правилах запреты – всего лишь перевод бумаги, на которой данные правила будут напечатаны.

Еще два красноречивых примера, подтверждающие данный тезис.

Пункт 5.1.10 гласит: "Выкрики, скандирование, речевки или песнопения, публичный показ знаков и/или иной символики, распространение печатных материалов, а также иные действия, унижающие человеческое достоинство участников мероприятия и зрителей, оскорбляющие нравственность, либо носящие экстремистский характер, либо направленные на разжигание расовой, социальной, национальной розни, против РФС, его должностных лиц, ветеранов футбола, в том числе умерших".

Ну, норму про упоминание самого РФС оставим на совести авторов. Что касается всего остального, остается открытым все тот же набивший оскомину вопрос: кто именно будет определять оскорбительность выкриков, устанавливать личности кричащих и, главное, что-то с ними делать? Стюарды – бесправны, полиция – отсутствует. Ответ звучит так: никто. Тогда зачем вообще нужны эти правила?

Или еще, про запрет на "использование элементов одежды, иных предметов или методов с целью скрытия лица как при проходе на стадион, так и во время нахождения на нем" (пункт 5.1.6 правил). Получается, авторы и чиновники РФС автоматически лишают права зрителей на ношение шарфов, балахонов, кофт с капюшонами, самих капюшонов, а также всех видов головных уборов? Ведь как раз все эти виды верхней одежды можно использовать "с целью сокрытия лица". Правила утвердят – и их начнут отбирать на входе вместе с напитками в стеклотаре, а кое-где – с зажигалками и сигаретами?

Впрочем, среди заведомо неисполнимых запретов есть один, с которым будут согласны практически все. Пункт 5.2.4 не разрешает пронос на матчи "духовых приспособлений для извлечения звуков (вувузелов)". Остается порадоваться за первых лиц отечественного футбола – последний чемпионат мира в ЮАР все же кое-чему их научил.

И, может, хоть в этом мы наконец-то начнем отличаться от пресловутой банановой республики.