Менее чем через два месяца граждане России смогут ознакомиться с первыми итогами нового способа контроля за доходами некоторых категорий лиц, находящихся на государственном обеспечении. Однако уже сейчас представляется, что подобный контроль принесет мало практической пользы. Хотя бы потому, что проверяющие и проверяемые, фактически, одни и те же люди.

Принятые в конце прошлого года изменения федерального законодательства (конкретнее - федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ) обязывают членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и членов региональных законодательных собраний предоставлять сведения о доходах в соответствующие парламентские комиссии. Это должно делаться ежегодно до 1 апреля, начиная уже с этого года, поскольку закон уже вступил в силу.

Помимо полученных за отчетный налоговый период доходов, учитываются имущество и обязательства имущественного характера проверяемых, причем не только самих сенаторов и депутатов, но также их супруг или супругов, а также несовершеннолетних детей. Предоставление таких сведений, проверка парламентскими комиссиями их достоверности и полноты направлены, как нетрудно догадаться, на противодействие коррупции.

Парламентские комиссии должны быть созданы в каждой из палат Федерального Собрания – Совете Федерации и Госдуме. При этом порядок создания комиссий определяется самими палатами. В компетенцию парламентской комиссии входит не только проверка сведений о доходах и имуществе депутатов и сенаторов: комиссии будут также проверять соблюдение установленных ими ограничений и запретов.

Ограничения и запреты

Федеральное законодательство предусматривает конкретный перечень ограничений и запретов, которые обязаны соблюдать сенаторы и депутаты в своей деятельности. В частности, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы не вправе быть депутатами законодательных собраний субъектов РФ или органов местного самоуправления, замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе.

Они не могут заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью. Исключение составляет лишь преподавание, научная работа, другая творческая деятельность, однако ею можно заниматься только при условии, что она не финансируется за счет средств иностранных государств или международных организаций.

Сенаторы и депутаты также не вправе быть членами органов управления хозяйственных обществ и иных предприятий. Им запрещено входить в состав попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Установлен запрет на получение сенаторами и депутатами любого рода вознаграждений от граждан и юридических лиц, как-то: деньги, услуги, оплата развлечений, отдыха, выезд за границу за их счет и т.п. Полученные на службе подарки являются федеральной собственностью. Их следует сдать в Совет Федерации или в Госдуму, но затем, при желании, дары можно выкупить.

Помимо прочего, запрещается использовать в неслужебных целях служебную технику, финансовые средства, информацию.

Работа парламентских комиссий

Предусмотрено, что парламентские комиссии проводят проверки не по своей инициативе, а при получении, как сказано в законе, "достаточной информации, представленной в письменной форме в установленном порядке". То есть проверяться будут сведения о доходах и имуществе только тех сенаторов и депутатов, в отношении которых поступила подобная информация. Это свидетельствует об установлении своего рода "презумпции достоверности сведений" с учетом того, что сведения предполагается размещать на официальных сайтах палат Федерального Собрания - фактически в открытом доступе.

"Достаточную информацию" могут представлять правоохранительные или налоговые органы, руководство политических партий и других общественных организаций, Общественная палата РФ, общероссийские СМИ. По анонимной информации проверки не проводятся.

Обращает на себя внимание тот факт, что по "сигналам" граждан проведение проверок законом не предусмотрено. Очевидно, такой подход учитывает возможность обращения граждан с информацией о недостоверности и неполноте представленных сенаторами и депутатами сведений в СМИ или в общественные организации, а уже оттуда – в парламентские комиссии. Согласитесь – не самый простой и доступный способ.

Повторюсь, что порядок проведения проверок должны установить сами палаты российского парламента. Очевидно, что при проведении проверки члены специализированной комиссии вправе проводить собеседования с депутатом или сенатором, в отношении которого проводится проверка, изучать представленные им дополнительные материалы и пояснения к ним.

Для эффективной работы комиссия должна иметь возможность направлять запросы в органы прокуратуры и иные государственные органы, которые могут иметь сведения о доходах и имуществе сенаторов и депутатов, членов их семей, а эти органы обязаны представить запрашиваемую информацию.

При этом оговоримся: подобное полномочие может себе установить только сама парламентская комиссия. В федеральном законодательстве оно не прописано.

Гласность контроля доходов

Новое законодательство предусматривает конкретные меры по обеспечению гласности контроля за доходами сенаторов и депутатов.

Во-первых, обе палаты Федерального Собрания должны определить порядок размещения на своих официальных сайтах сведений о доходах и имуществе членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а также порядок предоставления этих сведений в СМИ.

Во-вторых, результаты проверок будут рассматриваться на открытых заседаниях парламентских комиссий в присутствии журналистов.

И, наконец, если сенатор или депутат дал заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах и имуществе, информация об этом должна быть опубликована в "Парламентской газете" и размещена на официальном сайте соответствующей палаты.

Ответственность и санкции

Какие-либо конкретные меры ответственности за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и имуществе законом не предусмотрены. И это - очевидный недостаток рассматриваемого нами документа. Что же касается несоблюдения сенаторами и депутатами ограничений и запретов, установлена жесткая санкция – досрочное прекращение их полномочий. А вот эта мера представляется очевидным плюсом.

Насколько эффективным с точки зрения противодействия коррупции окажется новое законодательство, предусматривающее проверку парламентскими комиссиями сведений о доходах и имуществе сенаторов и депутатов, покажет практика работы этих комиссий и результаты проводимых ими проверок.

При этом представляется, что дальнейшее развитие антикоррупционного законодательства должно предполагать наряду с контролем доходов также и контроль расходов государственных чиновников, сенаторов и депутатов - как того требуют международные антикоррупционные конвенции. Без этого любая деятельность парламентских комиссий будет напоминать паровоз, весь пар которого уходит в свисток.

Виктор Карасев, эксперт РАПСИ.