Крупнейший российский торрент-трекер Torrents.ru прекратил работу 18 февраля 2010 года. Поводом стало расследование уголовного дела по факту незаконного использования объектов авторского права (часть 2 статьи 146 УК РФ).

"26 января 2010 года житель города Москвы за денежное вознаграждение в размере 1,5 тысячи рублей записал на жесткий диск контрафактную программу "Autodesk AutoCAD русская версия", авторские права на которую принадлежат компании Autodesk, стоимостью более 106 тысяч рублей", - объяснил тогда причину приостановки делегирования домена  Следственный комитет при прокуратуре по Москве.

Через пару часов торрент-трекер возобновил свою работу по адресу Rutracker.org. А вот сервер сайта прокуратуры пал под давлением ДДоС-атаки. Предположительный заказчик уголовного преследования торрент-трекера, "единственный легальный кинотеатр" ekinot.ru, лежал под ДДоСом почти месяц – до 10 марта. Сегодня этот сайт окончательно забыт, адрес пустует.

С тех пор серьезных попыток закрыть или иным образом воздействовать через суд на деятельность торрент-трекера практически не предпринималось. Можно припомнить разве что казус со списком запрещенных сайтов Роскомнадзора, в который 12 ноября 2012 года попал и Rutracker. Претензии вызвала раздача под названием "Энциклопедия суицида". После того как соответствующий торрент-файл был удален, все ограничения с деятельности Rutracker были сняты.

Стоит отметить, что доступ к трекеру так и не был заблокирован, в то время как сайт организации Лига безопасного Интернета, который Anonymous обвинили в попытке закрыть Rutracker, временно прекратил свою работу, предположительно, в результате ДДоС-атаки. Возможно именно с тем фактом, что подобным атакам подвергались почти все источники правовых претензий в адрес торрент-трекера, в определенной степени связано удивительно малое число исков к Rutracker.

Таким образом, антипиратская кампания в России последние года проходит под знаменем бумеранга: попытки запретить торрент-трекеры обычно приносят инициаторам гораздо больший моральный (в форме массовой критики потребителями) и материальный (в форме блокировки сайта, ДДоС-атак, антирекламы на форумах и других сайтах) вред, чем ущерб "пиратам".

Давно замечено, что активная борьба с файлообменниками вызывает обратный эффект. Например, после того как по решению суда впервые был заблокирован доступ к The Pirate Bay, число подобных ресурсов увеличилось в сети примерно впятеро.

На сегодняшний день на Rutracker зарегистрировано более 12,5 миллионов пользователей, действует более 1,3 миллиона раздач. Он признан экспертами в качестве одного из самых успешных и качественных российских Интернет-проектов в мире.

Исходя из всего вышеизложенного, торрент-трекерам в России пока можно присудить локальную победу в схватке с правообладателями. Другое дело, что сам формат их работы в ближайшем будущем может стать анахронизмом и исчезнуть эволюционным путем.

В марте 2012 года мировой флагман пиратского контента The Pirate Bay сообщил о полном отказе от хранения торрент-файлов на своих серверах, заменив их magnet-ссылками. Такой сайт будет занимать места настолько мало, что уместится на USB-накопитель. Кроме того, The Pirate Bay указали на невозможность запретить доступ к магнитным ссылкам, в то время как торрент-файлы можно подвергнуть "фильтрации".

Мечи на орала

Тем временем, законодатели антипиратской моды - США – экстренно сворачивают военную кампанию в судах против торрент-трекеров. Основанием для подобного утверждения может служить налоговая декларация Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), которая была опубликована летом 2012 года в нескольких онлайн-изданиях.

Из документа видно, что за два года бюджет RIAA сократился почти в два раза, с 51,35 до 29,1 миллиона долларов. Настолько же сократилось вознаграждение сотрудников. Но, что интересно, гораздо заметнее прочих были урезаны судебные издержки — с 16,5 до 2,34 миллиона долларов.

Последние два пункта прямо говорят о том, что правообладатели решили отказаться от судебного преследования торрент-трекеров и файлообменных сетей. Означает ли это, что они выбрасывают "белый флаг"? Вовсе нет. В том же документе можно заметить, что финансирование лоббистской работы не пострадало – все те же 2,3 миллиона долларов.

Другими словами, правообладатели пытаются действовать хитрее: концентрируя силы на лоббировании законов, которые позволят вовсе обойтись без судебных тяжб.

Впрочем, пока эта стратегия также не приносит правообладателям ожидаемых результатов. Наглядный пример – провал проекта антипиратского закона Stop Online Piracy Act (SOPA), обсуждавшийся в конце 2011 года. Авторы SOPA предлагали предоставить правообладателю возможность без судебного разбирательства сразу обращаться к операторам связи, чтобы они блокировали доступ к пиратским сайтам, поисковикам, а также электронным платежным системам, лишая пиратов источников дохода.

Впрочем, жесткий отпор этому законопроекту дали не только сетевые либертарианцы (вплоть до Wikipedia), но и такие крупные компании как Google, Facebook, Twitter и Mozilla. Более того, в одном строю с пиратами выступили их жертвы – в частности, российская компания Kaspersky Lab, а также многие популярные музыканты. В результате, законопроект был отклонен. Так же как и его усовершенствования.

Вообще, на Западе можно заметить попытку госорганов способствовать ослаблению остроты противостояния правообладателей с пиратами, снизив тем самым скорость гонки вооружений. Госслужащие отдают себе отчет в том, что все слабые места любой новой технологии, запускаемой в оборот борцами с пиратством, будут использованы хакерами против них же.

Например, в США National Security Agency возражало против закона "трех предупреждений", потому что опасалось массового использования сильной криптографии. В итоге, было принято значительно более лояльное решение: американские провайдеры должны отключать пользователей от сети после пяти предупреждений за файлообмен.

Аналогичную тенденцию можно отметить и в России. Последний год стал летописью законодательных неудач борцов с пиратами.

Весной прошлого года в Госдуме обсуждалось предложение Российского союза правообладателей автоматически взимать деньги со всех отечественных сайтов, размещающих объекты авторского права или позволяющие это делать пользователям. Из повестки дня проект исчез довольно быстро и незаметно.

Долго и нервозно осуждалась среди экспертов и в массах статья проекта нового Гражданского кодекса РФ - "Особенности ответственности информационного посредника". Этот документ должен был ввести понятие двух новых ответственных акторов: посредников, осуществляющих передачу материала в сети Интернет, а также предоставляющих возможность размещения контента. Предполагалось установить общее правило, согласно которому такие посредники несут ответственность на общих основаниях, но только "при наличии вины".

В итоге, новый проект ГК РФ редуцирован до нескольких поправок.

Игра на чужом поле

Неудачи в судах и Госдуме вынуждают правообладателей искать гениев-технарей, финансировать умельцев в надежде, что они дадут отпор пиратам на их поле. Характерным примером такой стратегии стала история с грантом на 100 тысяч долларов от Фонда посевного финансирования Microsoft, который весной 2011 года получила российская компания "Интернет Контент".

На эти деньги компания должна была довести до кондиции технологию Pirate Pay. Суть работы которой состояла в засорении фальшивыми пользователями облака, где происходит обмен файлами. Реальные пользователи торрента будут подключаться к фальшивым пакетам информации, что перегрузит трафик и заблокирует загрузку. Другими словами, та же ДДоС-атака – только под флагом добра.

Впрочем, после широкого обсуждения в блогосфере новости о перечислении денег умельцам из Сколково, никакой новой информации о российском "убийце торрентов" не появлялось.

Независимые эксперты убеждены, что борьба правообладателей с пиратами должна идти путем улучшения легальных сервисов: предоставления пользователям удобного интерфейса, качественного контента...

Именно в этой сфере, пожалуй, можно отметить главную перемену, произошедшую за последние три года. Если раньше люди принципиально не готовы были платить за легальный контент, то сейчас сознание пользователей меняется. Осталось только сделать такую оплату адекватнее, проще и удобнее, чем использование пиратских ресурсов.