При желании этот человек когда-нибудь сможет написать целое литературное произведение – детектив, сценарий боевика или даже практическое учебное пособие на актуальную некоторым тему "Как правильно скрываться от правоохранительных органов нескольких стран 10 лет и более". Или – открыть курсы, давая уроки всем желающим. Только вот форма обучения на таких курсах, скорее всего, будет не дневной и даже не вечерней. 

Рано утром 30 сентября на лентах информационных агентств появилось сообщение МВД России, проиллюстрированное фотографиями мужчины славянской внешности с очень запоминающимся взглядом. Человека зовут Олег Титов, он давно заочно арестован судом и, по версии следствия, является одним из организаторов крупного международного наркокартеля, костяк которого был ликвидирован правоохранителями России и Великобритании почти 10 лет назад. За любые данные о местонахождении беглеца российская полиция пообещала награду в 1 млн. рублей. 

С тех пор новостей о скрывающемся все эти годы Титове нет ровным счетом никаких. Обещанная награда пока никак не помогла расследованию.

В эксклюзивном интервью РАПСИ следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД РФ Наталья Клишина, ведущая уже почти четыре года данное дело, рассказала, что до сих пор мешает правоохранительным органам России и Украины поймать Титова и объяснила, по какой схеме в конце 90-х функционировал транснациональный наркокартель, при помощи которого кокаин и другие наркотики переправлялись из Южной Америки через Россию на Британские острова.

"… ОН ЖЕ - МИХАЙЛИЧЕНКО СЕРГЕЙ"

- Как зовут Олега Титова на самом деле?

- Так и зовут – Олег Титов.

- Немного странными кажутся две вещи. Первая - как человек с такими яркими физиономическими признаками может больше 10 лет быть в бегах и при этом находиться чуть ли не на одном месте, жить в новой семье? И вторая - как ему удалось не так давно вновь уйти, но уже буквально из-под носа оперативников?

- Он действительно все это время скрывался на территории Украины, в Донецкой области. Оказался там сразу после того как были задержаны основные фигуранты данной группировки. Уехал Олег Титов на Украину вместе с Петровым, организатором российского сегмента данной организованной группы. Впоследствии Петров был задержан в Монако и экстрадирован в Россию.

Но сначала организатор преступного сообщества смог при помощи денег и собственных связей на время перебраться в Европу. Там у него было хорошее жилье и счета в банках. А вот у Титова ничего этого не было. И ему пришлось остаться на Украине. К тому же у беглеца на руках был только старый советский общегражданский паспорт. Соответственно, вернуться и выправить новый документ он уже не мог. Поэтому ему пришлось жить не под своим именем, не как Титов Олег, а как Михайличенко Сергей. Он не жил там полностью открыто, как кому-то может показаться. Наоборот – скрывался, жизнь у него там была достаточно некомфортна. Зарабатывал разнорабочим на местном рынке, перебивался как мог.

- Выходит, что перед нами классический пример беглеца без средств и связей, которого на одном месте ничего не держит. Но следствие не раз заявляло, что на Украине он обзавелся семьей. К тому же на фото, которые есть в распоряжении российского МВД , Титов изображен на фоне загородного дома и нескольких автомобилей.

- Это не его загородный дом, а жилище гражданской жены Титова Русланы Единач, у них совместный ребенок. Это обычный частный сектор в небольшом городе Макеевка Донецкой области, деревянный дом без особых изысков и излишеств. И он ничем не выделяется на фоне соседних построек.

- Когда стало известно вот это местонахождение Титова?

- Мне - в 2009 году. Ведь дело на какое-то время было приостановлено, я его получила после перевода в СД МВД. Стала разбираться, активизировали розыск, который на самом деле происходил все эти годы. Наладили взаимодействие с подразделениями Службы   безопасности Украины, и при их помощи установили некоторые детали, которые мы обсуждали выше. Провели ряд экспертиз, выехали на место, но за несколько дней до нашего приезда Титов снова исчез.

- Это была случайность?

- Есть определенная методика розыска. Имеется фоторобот, и участковый должен ходить и проверять контингент. Они пришли к этому дому, но Титов вовремя выглянул в окно, заметив первым сотрудника украинской милиции. Поняв, что пришли по его душу, быстро собрал вещи и, никому ничего не сказав, скрылся.

- Его гражданская супруга помогать следствию отказалась?

- Руслана говорит, что они не общаются, поэтому толком ничего не знает. Мне кажется, странного тут ничего нет.

- Как же он все это время жил? По чужим документам?

- Можно сказать, что документов у него вообще не было. На людях часто представлялся Сергеем Михайличенко, на это имя была карта фитнес-клуба, заполненная с его слов. Были б нормальные документы, он смог бы уехать куда дальше Украины. А это не та жизнь, к которой он привык и которая его бы устраивала. И жена с ребенком, конечно же, его не держали. Руслана, правда, виделась с ним после того, как он скрылся, примерно спустя год. Тоже где-то в Донецкой области, если не ошибаюсь, в городе Славяногорске, на какой-то заброшенной турбазе он обитал. Жил, можно сказать, в лесу. Сейчас Титов понимает, что идет активный поиск. Уже проводились обыски по месту жительства его сестры в Норильске, у его родителей в Ейске…

- Так он не из Краснодарского края, как написано в ориентировке Интерпола?

- Он лишь уроженец Краснодарского края, но долгое время жил в Норильске. Там же познакомился с Вадимом Лавреновым (член группировки Вадима Петрова; в 2004 году приговорен Мособлсудом к 20 годам лишения свободы – РАПСИ).

- В этом году имя Титова упоминалось в связи с задержанием в Панаме главаря наркокартеля, британца Лео Френсиса Моргана. Это произошло в середине июля этого года. При этом награду 1 млн. руб. за информацию о местонахождении нашего беглеца объявили только в самом конце сентября. После объявления о денежном вознаграждении поиск сдвинулся с мертвой точки?

- Этим занимаются оперативники, не следователи. Насколько мне известно, был лишь один сигнал. Где-то в Смоленской области женщина обращалась, но ее информация не подтвердилась. Шанс, что он по-прежнему находится на Украине, очень велик. Все необходимые процессуальные документы мы направили, но надо помнить, что речь идет о другом государстве со своими процедурами. У нас ведь как? Позвонили, выехали, проверили, задержали, привезли. Там все иначе, во многом из-за другой организации правоохранительных органов.

- Такое впечатление, что украинские коллеги особо не напрягаются, поскольку это формально не их история.

- Я бы так не сказала, они помогают по мере возможности. Но следует отдавать отчет, что у них хватает и своих дел.

- Выходит, поимка Титова - дело случая?

- Она вероятна, если он возьмет и где-то ошибется. Или кто-то донесет о его местонахождении. И вот этот вариант с вознаграждением сейчас, на мой взгляд, самый действенный, поскольку все прочие меры давно исчерпаны.

"НЕТ НАРКОТИКА - НЕТ ЭПИЗОДА"

- Как это дело оказалось у вас? И почему этим наркокартелем занято МВД, а не ФСКН?

- Следов ФСКН именно в этом деле вы действительно не найдете. В 2000 году ГУБОП, которого сейчас не существует, и Следственный комитет при МВД России возбудили данное дело, провели реализацию материалов оперативной разработки, через некоторое время задержали костях группировки – Петрова и его подельников. Так что это стопроцентно наше дело. Да и по закону преступления в сфере оборота наркотиков расследуются подразделением, которое преступление выявило. Если МВД – то МВД, если ФСБ – то ФСБ, если ФСКН – то ФСКН. К тому же 13 лет назад ФСКН не было и в помине.

- Показания Вадима Петрова, приговоренного в 2004 году Мособлсудом к 22 годам лишения свободы, удалось получить именно вам. Почему он пошел на откровенность?

- Честно? Я не знаю. Фундамент для будущего УДО? Но послушайте – ему дали 22 года, он отбывает наказание как организатор преступного сообщества, по 210-й статье УК РФ.

- Но ведь при решении вопроса об УДО в расчет берется поведение осужденного на протяжении всего срока заключения. Помощь следствию разве когда-нибудь не зачтется?

- В отношении Моргана и Уолтерса после показаний Петрова в следствии действительно произошли существенные подвижки. Что явилось толчком, повторюсь, не знаю. Не могу же я за него говорить! Первый раз его сюда этапировали – и три месяца он вообще не давал показания. Может, присматривался. Но никаких обещаний и гарантий ему никто не давал.

- Может, решил, что за всех лямку тянуть ему нет резона?

- А он и не один тянет. Не обозлен он ни на Моргана, ни на Уолтерса, ни на того же Титова. К тому же никакой Америки своими показаниями Петров не открыл, а просто подтвердил имевшуюся у следствия информацию. С другой стороны, его показания позволили нам утвердиться во мнении, что картель организовали именно Морган и Уолтерс. И, соответственно, предъявить им обвинения, объявить в международный розыск, избрать меру пресечения в виде заключения под стражей.

- Звучало мнение, что данное дело потому расследуется так долго, что деятельность данного наркокартеля России толком не касалась.

- Россия была транзитом, так что подобное мнение ошибочно. Морган присылал сюда кокаин из Колумбии в пресс-формах. Здесь Петров и компания их переправляли в Великобританию, которая была основным получателем наркотиков. У нас по фальшивым документам организовывались при таможне фирмы, растамаживали такой груз, переоформляли его как легальные товары, и отправляли в Лондон. А там тот же Петров сам арендовал склад, получал наркотики в пресс-формах, и доставлял его в место, которое указывал Морган. Он же, или Уолтерс, потом в разные страны, в том числе и в Россию, привозили деньги за выполненную работу. Но целую пресс-форму было тяжело переправлять на Запад, поэтому в России ее распиливали, закупали по несколько тонн гранулированного полиэтилена, и распихивали кокаин среди данного внешне совершенно легального груза. Затем фурами гнали в Англию. Там получение и распространение товара нередко шло через склад, арендованный Петровым.

- Почему использовался столь сложный маршрут?

- Так им было удобно. И так позволяли делать наработанные каналы и связи.

- Среди осужденных членов команды Петрова при этом же не было ни сотрудников таможенной службы, ни других правоохранителей. Отчего так?

- Не было. К слову, растаможкой занимался Олег Титов. Почему вы думаете, что на таможне кто-то крышевал этот транзит? Есть фирма, ей приходит груз - пресс-форма, все внутри запаяно, никак не просвечивается. Люди получают груз. Они использовали фирму, которая была таможенным брокером, одним из многих. И дальше они делали документы, это не проблема. Около 15 тонн груз, таможня проверяет – полиэтилен и есть полиэтилен. Они раскидывали по брикету кокаина в каждый мешок, попробуй отыщи!

- О каком объеме перевезенных через нашу страну наркотиков вообще идет речь?

- То, что установлено судом 9 лет назад – около 150 кг кокаина. У них было еще 9 тонн метаквалона, что изъяли последний раз. Поставок было много, но для суда нет наркотика – нет эпизода. И ряд преступлений, которые тоже были с точки зрения следствия доказаны, но отсутствовало вещество, потому что его уже переправили за рубеж, в итоге остались за пределами судебного решения.

- Каковы перспективы экстрадиции Моргана и Уолтерса в Россию?

- Мы прилагаем большие усилия к тому, чтобы это произошло поскорее. Есть определенные процедуры экстрадиции. При этом с Панамой у России нет прямого договора об экстрадиции, лишь относительно недавний договор об оказании правовой помощи. Есть международный принцип взаимной вежливости, в соответствии с которым и будет решаться данный вопрос. При этом следует понимать, что мы имеем дело с государством из Латинской Америки. Это означает, что там все в принципе не очень быстро делается. Да и Морган – не самый простой человек. Но я надеюсь, что он к нам приедет. Как и когда – неизвестно.

А Уолтерса для начала надо задержать. Его следы были замечены в Бельгии и Нидерландах. Более подробной информацией следствие пока не располагает.

Беседовал Владимир Новиков.