Новый закон об освобождении от уголовной ответственности в случае явки с повинной продемонстрировал свою эффективность и чрезвычайную важность для оздоровления правового климата в российской бизнес-среде.
Организаторы преступлений больше не могут чувствовать себя спокойно. Соучастники их противоправных деяний получили слишком хороший стимул исправить свою ошибку и продолжить честную деятельность, поспособствовав наказанию опасных мошенников и коррупционеров, несмотря на их статус и связи.
Законопроект о деятельном раскаянии подписал 2 июня президент России Владимир Путин. Поправки в часть первую статьи 75 Уголовно-процессуального кодекса освобождают от уголовной ответственности тех, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, в случае их добровольной явки с повинной. Им гарантирована неприкосновенность, если показания помогут раскрыть преступление, возмещение ущерба или иные способы исправить ситуацию.
Судя по тому, что бывший главный менеджер проекта ИКЕА в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Юаким Виртанен оформил свою явку с повинной в день принятия закона, потребность в этом нововведении сегодня в России крайне высока.
Юристы ИКЕА принуждают к мошенничеству
Виртанен признался (копия документов имеется в распоряжении РАПСИ), что неоднократно в 2011-2014 годах давал заведомо ложные показания по указанию юристов ИКЕА в ходе допросов по различным уголовным и арбитражным делам против предпринимателя Константина Пономарева и его фирм, в частности ООО «Системы Автономного Энергоснабжения» (далее - САЭ).
«В ходе указанных допросов я категорически заявлял о поддельности моих почерка и подписей в дополнительном соглашении между ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» (далее - ИКЕА) и САЭ от 26.10.2009, письме ИКЕА от 15.10.2009 и в прочих документах… Данные мной показания являются заведомо ложными. Тексты показаний готовили юристы ИКЕА заранее. Давал я указанные показания и подписывал протоколы допросов также под их контролем», - говорится в явке с повинной.
Виртанен объяснил, что ложные показания были даны под давлением службы безопасности и юристов ИКЕА. Также он получил денежное вознаграждение от ИКЕА.
«Все показания, которые я давал органам предварительного следствия, подготавливались для меня юристом ИКЕА Семеном Шевченко, вносить в них правки мне не разрешалось. Шевченко убеждал меня врать, так как с его слов другого пути у ИКЕА не было, иначе пришлось бы платить Пономареву за аренду генераторов в 2009-2010 годах», - сознается Виртанен в явке с повинной.
В то же время бывший сотрудник ИКЕА признает, что все дизельные электростанции (ДЭС), предоставленные САЭ в аренду ИКЕА, использовались компанией в качестве основного и/или резервного источника энергоснабжения до их возврата из аренды в САЭ в 2010 года.
«Технические службы ИКЕА сделали все возможное для того, чтобы снизить зависимость от ДЭС САЭ. Это не было сделано, поскольку юристы убедили руководство ИКЕА в том, что им удастся расторгнуть договоры аренды ДЭС с САЭ через арбитражный суд, и ИКЕА сможет вообще не платить аренду ни за 2007-2008 годы, ни за 2009-2010 годы», - объясняет Виртанен.
Попытки ИКЕА обанкротить российских предпринимателей
Виртанен утверждает, что лично гендиректор ИКЕА Пер Кауфман и юристы ИКЕА были категорически против возврата ДЭС в САЭ. Они объясняли свой отказ тем, что подписание ИКЕА акта возврата ДЭС из аренды сделает невозможным их расторжение как незаключенных через Арбитражный суд, кроме того САЭ сможет сдать их в аренду другим клиентам и будет получать деньги, которые потратит на суды с ИКЕА.
Юристы ИКЕА намеренно делали все возможное, чтобы обанкротить Пономарева, дабы он не имел финансовых возможностей защитить свой бизнес законными методами.
Виртанен утверждает, что в 2012-2013 годах ИКЕА пыталась посадить Пономарева по уголовному делу в Москве за подачу иска к ИКЕА от ООО «РУКОН» за аренду 2009-2010 годах ИКЕА заявляла о том, что все эти требования были погашены по Соглашению об урегулировании споров от 22.11.2010, хотя по данному Соглашению ИКЕА были оплачены только требования за 2007-2008 годы.
«Как пояснял мне Шевченко, юристы ИКЕА, которые полностью готовили Соглашение об урегулировании споров от 22.11.2010, специально не стали включать в его текст прямых ссылок на предварительную уступку от САЭ требований по аренде 2009-2010 год на ООО «РУКОН», заменив их на «двусмысленные» условия, чтобы потом обвинить Пономарева в обмане ИКЕА и «повторном» взыскании денег с ИКЕА», - раскрыл преступный план бывший главный менеджер ИКЕА.
Не сумев воплотить в российских судах свои противозаконные намерения по лишению предпринимателя Пономарева средств к правовой защите себя и своего бизнеса, ИКЕА попробовала надавить на антироссийские рычаги за рубежом. Весной 2014 года, как рассказал Виртанен, ИКЕА совместно с главой фонда Hermitage Capital Уильямом Браудером добились включения Пономарева в санкционный список ЕС по «делу Магнитского». Абсурдную противоправность такого решения иллюстрирует хотя бы тот факт, что Пономарев был включен в этот список как сотрудник правоохранительных органов, хотя не работал там ни дня.
«Это сделано специально, чтобы Пономарев испугался ареста своих активов и вернул все средства на свои счета в России, где они будут арестованы по еще одному уголовному делу № 258931, которое ИКЕА удалось в тайне от Пономарева возбудить в Ленинградской области в связи с якобы хищением Пономаревым денежных средств у ИКЕА путем подписания Соглашения об урегулировании споров от 22.11.2010, по которому еще 22.11.2010 ИКЕА оплатила арендную плату за аренду генераторов в 2007-2008 годах», - сообщает бывший руководитель ИКЕА в Санкт-Петербурге.
У Виртанена сложилось впечатление, что преследование Пономарева для ИКЕА превратилось в навязчивую идею, а для юристов ИКЕА, которые являются главными выгодоприобретателями восьмилетнего спора между ИКЕА и Пономаревым, в выгодный бизнес.
«ИКЕА в России превратилась в «тоталитарную секту», где правда и факты не имеют никакого значения. Все торговые центры в России построены ИКЕА незаконно, с гигантскими нарушениями и взятками. Вокруг этих коррупционных схем кормятся десятки юристов и «решал», которым надо создавать и решать годами как можно больше юридических проблем», - резюмирует Виртанен ситуацию вокруг ИКЕА в России.
Виртанен давно уже хотел выйти из этих «игр», куда его втянули юристы ИКЕА, но не мог этого сделать, дожидаясь получения вида на жительство в России и опасаясь ответственности за заведомо ложные показания. «Ранее я боялся обратиться в правоохранительные органы, так как опасался уголовного преследования, а также мести со стороны ИКЕА», - поясняет Виртанен.
Последней каплей, которая заставила его признаться, явилась статья об убийстве бывшего главного юриста ИКЕА Курочкина в Финляндии. «Я решил больше не тянуть, так как, скрывая правду, являюсь нежелательным свидетелем незаконной деятельности ИКЕА в России и не хочу быть следующим в списке жертв», - объясняет Виртанен.
Благодаря новому закону, подписанному президентом России, можно рассчитывать, что ситуация в судебном споре Пономарева с ИКЕА радикально изменится. Этот прецедент может оказать большое воздействие на воспитание уважения российских законов международным бизнесом.