Рейтинг@Mail.ru
 

Публикации

Депортации после Второй мировой войны: правовой контекст

10:30 01/09/2016

Политическая ситуация вокруг Крыма в последние годы с новой силой обострила дискуссии по вопросу депортации крымских татар в 1944 году. К сожалению, спорящие стороны обычно используют риторику радикальных позиций, требуя либо признания депортации геноцидом, либо вовсе отрицая ее как факт. Практически игнорируется контекст правового и юридического обоснования депортации, полностью отсутствует сопоставление с аналогичными процессами, происходившими в то время в Европе и мире.

В память о трагической дате 77-летия начала Второй Мировой войны РАПСИ подготовило собственное журналистско-правовое расследование: насколько обоснованно, в т.ч. с юридической точки зрения, было принятое советскими властями решение о переселении крымских татар. А также сравним его реализацию с подобными прецедентами в западных странах, проанализировав, какие последствия для страны и, в первую очередь, самих татар могло бы иметь альтернативное решение.

В первом материале мы рассмотрим правовую сторону принятия решений о депортации. Затем – сопоставим масштабы нарушения прав человека во время переселения в Советском Союзе и Европе. Отдельная статья будет посвящена юридической стороне вопроса конфискаций и возможности выплаты компенсаций сегодня за понесенные во время выселения убытки населения. Детально распишем малоизвестную в России тему послевоенных концлагерей.

А завершим этот цикл важнейшим материалом, в котором попробуем разобраться, можно ли было избежать всех этих ужасов после окончания войны. Какова роль независимой судебной системы и международного права в эпидемии этих массовых жестокостей, ратифицированных государственными властями. И стоит ли считать депортацию преступлением, либо же, наоборот, спасением переселенных народов.

Следите за обновлениями на сайте РАПСИ.

Обоснование депортации

Депортация крымских татарДепортация крымских татар

Депортация крымских татар – это общепризнанный на сегодняшний день термин для выселения крымскотатарского населения Крымской АССР в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана, а также в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР. Переселение было проведено Народным комиссариатом внутренних дел СССР 19-20 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны.

Официально депортация обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших во время нацистской оккупации на стороне Германии. Обоснование депортации было подготовлено в отдельной докладной записке Лаврентия Берия. Она опиралась на следующие тезисы: дезертирство 20 тысяч крымских татар из Красной Армии, организация «комитетами крымских татар» принудительной депортации из Крыма около 50 тысяч советских граждан на работы в Германию. Также высказывались опасения в области национальной безопасности СССР из-за нахождения враждебного, по мнению Берии, населения в «пограничном районе».

Среди европейских историков сложился консенсус, что, на самом деле, Правительство СССР готовилось к возможной войне с Турцией. Со времен Османской Империи половина крымских татар проживала Турции, и эти родственные связи вражеское государство могло использовать для организации силами крымских татар вооруженного мятежа. Таким образом, выселение могло бы стать превентивной мерой, направленной в интересах государственной безопасности.

Однако эти подозрения имеют меньшее отношение к закону, чем прямые обвинения в коллаборационизме. После того как в январе 1942 года Гитлер издал приказ о формировании крымско-татарских частей СС, по словам руководителя крымского партизанского движения писателя Георгия Северского, «часть добровольцев – 10 тысяч бойцов – зачислили в вермахт, еще 5 тысяч приняли в так называемый резерв для пополнения сформированных боевых частей. Кроме того, старосты деревень собрали еще 4 тысячи человек в «отряды по борьбе с партизанами» (коих среди крымских татар было от 391 до 598 человек). Для сравнения: в Красную армию ушли служить около 10 тысяч крымских татар, но большинство из них дезертировали из 51-й армии ещё при отступлении из Крыма».

В постановлении Государственного комитета обороны особо отмечено, что во время подготовки к выселению крымских татар было изъято «минометов — 49, пулеметов — 622, автоматов — 724, винтовок — 9888, патронов — 326887». Наличие такого объема оружия у мирного населения является вполне законным поводом для предъявления обвинений.

Отметим, что Правительству СССР к тому моменту не был еще известен подлинный масштаб преступлений коллаборационистов в Крыму. В частности, почти 72 тысячи человек были казнены с участием "Шумы" из крымских татар.

Закон для депортации

Депортация крымских татарДепортация крымских татар

Таким образом, вполне обоснованным выглядит применение в качестве правового основания депортации статьи 193 Уголовного кодекса РСФСР. Она подразумевала расстрел лиц дезертировавших из воинских частей, а также таких санкций против их семей как конфискация имущества и ссылка. Заметим, что о расстреле крымских татар историкам ничего не известно, хотя статья 193 УК РСФСР давала основания для массовых казней. Надо заметить, что указанная статья не делала принципиальной разницы между участием в вооруженных формированиях и, например, работе в оккупационных администрациях в любой должности.

По данным современных историков, оценка масштабов дезертирства Берией была даже преуменьшена. Анализ мобилизационных документов показал, что около 80% мужчин призывного возраста из числа крымских татар дезертировали из Красной Армии. В монографии ведущего специалиста по истории крымского коллаборационизма профессора Олега Романько говорится, что до 35379 крымских татар было вовлечено в сотрудничество с нацистами в той или иной форме. Законным основанием для депортации крымских татар стало Постановление Государственного Комитета Обороны СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944, подписанное Иосифом Сталиным.

На тот момент в советском и международном праве не было никаких правовых норм, признающих такое переселение незаконным. Преступлением против человечества депортацию назвал только международный военный трибунал в Нюрнберге в августе 1945 года. Однако, прошедшая в то же время Потсдамская конференция, на которой произошла встреча лидеров СССР, США и Великобритании, на деле узаконила депортацию (в частности, после нее началось массовое выселение немцев из Чехословакии, Польши и других стран).

Международное право под депортацию

Депортация этнических немцев из ЧехословакииДепортация этнических немцев из Чехословакии

Фактически юридическое обоснование для придания депортации силы международной правовой нормы было принято при непосредственном участии Советского Союза. Ратифицировав совместно с США и другими странами-победительницами этот закон в отношении жителей европейских государств с немецким происхождением, СССР, тем самым, обосновал депортацию крымских татар статусом международно-признанного документа.

Начало этому законотворческому, по сути, процессу было дано еще в 1941 году. Уже тогда чешское правительство в изгнании впервые сформулировало в Лондоне планы массовой депортации этнических немцев после окончания войны. Хуберт Рипка, ближайший советник президента Чехословакии Эдварда Бенеша, в том же году сформулировал принцип «организованного переселения народов».

Бенеш развил его в 1942 году в концепцию «перемещения населения», которое должно будет помочь упорядочить послевоенную Европу (риторика об упорядочении демографического состава по национальному признаку тогда была общепризнанной нормой – какие последствия отказ от этой стратегии возымели для тех, кто выбрал иной путь можно проследить, например, изучив послевоенную историю Косово). Тогда же чешское правительство в изгнании начало переговоры по этому вопросу с представителями советского руководства.

Во время поездки в США в июне 1943 года Бенеш смог убедить советское и американское руководство поддержать планы депортации немцев. Первый рабочий вариант проекта был представлен правительством Бенеша союзным державам уже в ноябре 1944 года. Согласно меморандуму Бенеша, депортация должна осуществляться во всех районах, где население не титульной нации (в данном случае, немцев) составляет больше трети. И продолжаться до тех пор, пока оно не опустится ниже этой границы. В принципе, этот же критерий вполне можно было применить и к ситуации с численностью татарского населения в Крыму в то время.

Президент Чехословакии Эдвард Бенеш 2 августа 1945 года подписал декрет, лишавший чехословацкого гражданства большинство лиц немецкой и венгерской национальности, постоянно проживавших на территории Чехословацкой республики. Фактически это условие относилось к подавляющему большинству немцев и венгров Чехословакии. Декрет не учитывал того, что при разделе чехословацкой территории после Мюнхенского соглашения 1938 года смена гражданства практически всегда была автоматической.

Декреты Бенеша получили поддержку союзных держав в июне-октябре 1945 года. Немцы, испокон веков проживавшие на территории Чехословакии, лишились гражданства, а их имущество конфисковывалось. В отношении тех, кто остался жить на прежнем месте, начала проводиться политика словакизации. Надо заметить, что участие этих немцев в войне против государства, в котором они проживали, имело не большие масштабы, чем участие крымских татар.

Таким образом, по большому счету, если следовать исключительно прецедентно-правовой логике, у советского руководства не было иного выбора, как последовательно реализовывать на своей территории международный правовой акт, созданный и принятый при непосредственном участии СССР.

добавить в блогпереслать эту новостьприслать свою новостьдобавить в закладкиrss канал
Добавить в блог
Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Код для публикации:
Как это будет выглядеть:

Депортации после Второй мировой войны: правовой контекст

10:30 01/09/2016 Политическая ситуация вокруг Крыма в последние годы с новой силой обострила дискуссии по вопросу депортации крымских татар в 1944 году. К сожалению, спорящие стороны обычно используют риторику радикальных позиций, требуя либо признания депортации геноцидом, либо вовсе отрицая ее как факт. Практически игнорируется контекст правового и юридического обоснования депортации, полностью отсутствует сопоставление с аналогичными процессами, происходившими в то время в Европе и мире.
Переслать новость

Все поля обязательны для заполнения!

Прислать свою новость

Все поля обязательны для заполнения!

Главные новости