Прошло более полугода с официально утвержденной даты начала строительства первого «Учительского дома» в Москве. За это время дело практически не сдвинулось с места. Зато некогда тихий квартал, предназначенный для возведения социального некоммерческого проекта, превратился в один из самых криминальных районов столицы. РАПСИ провело собственное расследование ситуации в новой «горячей точке» Москвы по адресу Кравченко, 16.

Проекту «Учительский дом» уже исполнилось 15 лет. ЖСК с соответствующим названием был организован еще в марте 2004 года по распоряжению Правительства Москвы при Управлении образования ЮЗАО столичного департамента. Жителями этой новостройки должны стать учителя, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий в столице, а также работники образования, занимающие общую жилую площадь не более 18 кв. м на каждого члена семьи. 

К 2011 году, когда президент РФ Владимир Путин фактически дал старт федеральной программе «Учительский дом», в Москве все было готово к первой образцовой реализации ее на практике. Однако из-за многочисленных препон чиновников ЖСК «Учительский дом» приступил к строительству только 16 сентября 2017 года в строгом соответствии с законом, разрешительными документами от властей столицы и с соблюдением всех норм жилищного строительства. Почти сразу стройка была заблокирована хулиганскими и противозаконными методами. 

В октябре 2017 года Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова направила мэру столицы Сергею Собянину и префекту Юго-Западного округа Москвы Олегу Волкову официальные обращения о содействии в строительстве жилого дома для работников образования столицы. Месяцем ранее к этой истории подключилась также Генеральная прокуратура и ГУ МВД по Москве. 

Каково отличие протеста от криминала

Строительство с тех пор так и не началось, зато в районе, раньше славившемся крайне высоким уровнем безопасности и считавшимся одним из самых тихих в столице, произошли радикальные изменения. Здесь устраивались несанкционированные сходки, машины на несколько месяцев перекрывали дорогу, публично избивали женщин и многое другое происходило без каких-либо заметных правовых последствий. А главное, здесь каждый день учителей обкрадывали на 200 тысяч рублей.

Одним из самых вопиющих примеров образовавшейся вокруг стройплощадки зоны правового беспредела служат действия т.н. «паркмена». Под этим прозвищем скрывается человек, который своей машиной блокирует проезд к стратегически важным объектам. Он получил известность на прошлогодних акциях протеста. На сегодняшний день его последователи (либо даже он сам), пользуясь мизерностью штрафа при огромных убытках для жертв такого хулиганства, уже открыто публикуют в сети прайс-лист на свои противозаконные услуги, гарантируя остановить любую стройку в Москве.

Последние месяцы «паркмен» своей машиной перекрывает въезд на стройку по адресу Кравченко, 16. Причем машина его уже несколько месяцев стоит «под знаком» запрещающим остановку автотранспорта. 7 февраля к ней ночью группа граждан цепью привязала еще один автомобиль. Сейчас «паркмен» живет в машине. Поначалу представители дорожно-патрульной службы даже отказывались штрафовать нарушителя, ссылаясь на нежелание вмешиваться в «хозяйственные разборки». 

Увидев такую безнаказанность другие протестующие также заставили всю улицу своим автотранспортом, чем практически парализовали движение, сузив проезжую часть до трех метров. Несколько месяцев по этой дороге не могла проехать даже мусороуборочная машина, а в случае пожара местные жители рисковали остаться без профессиональной помощи. Так что трагедия кемеровского масштаба вполне могла повториться в Москве.

После того, как ситуация стала угрожать безопасности всего района, сотрудники ДПС все-таки начали выписывать «паркмену» небольшие административные штрафы, но машину по-прежнему не трогают. Ведь по закону они не могут эвакуировать автомобиль, если в нем находится человек. 

По данным ряда источников, чиновники прекрасно осведомлены об этой ситуации, но никаких мер не предпринимают. 

Так что же стало исконной причиной такой трагической трансформации тихого района в «горячую» полукриминальную точку столицы? 

Капитализация протеста

Для ответа на этот вопрос следует сопоставить события, происходившие в квартале до и после появления разрешительных документов на начало строительства. Что происходило в последнее время рядом с Кравченко, 16? На стройплощадке с митингами побывали Валерий Рашкин из КПРФ, Сергей Митрохин из Яблоко, Татьяна Тимошкина, активно сотрудничающая с Навальным… Статьи против строительства публикует издание МБХ-медиа (бывший сайт «Открытая Россия» - организации, признанной нежелательной в России). 

Получается, место строительства «Учительского дома» было избрано оппозицией как «золотая жила» для накопления политического капитала. Вероятно, причиной для принятия такого решения стало отсутствие у учителей административного ресурса и связей с силовиками или криминальными элементами. Словом, оппозиция не рассчитывала встретить здесь никакого отпора своим провокациям и другим формам самопиара. 

Впрочем, речь идет не только о политическом, но и вполне материальном капитале. Специалисты пиара с большим интересом наблюдали в последние несколько месяцев процесс раскрутки проекта «Московский активист». По нашим данным, некоторые лекторы уже даже включили в свои семинары пример успешной капитализации этого медийного стартапа только благодаря скандальным акциям вокруг «Учительского дома». 

Эта ниша оказалась настолько золотой, что уже привела к скандалу на рынке «оппозиционных медиа». Две группы, специализировавшиеся на протестах и препятствии строительству Учительского дома, публично переругались между собой из-за денег. 

Многие заметили, что недавно в освещении протестных митингов из ниоткуда возник новый источник – «Рупор Москвы». Во многом он дублирует деятельность «Московского активиста». Вскоре стало известно, что это сходство не случайно. Сделал «Рупор» и возглавил его Иван Климов, прославившийся в определенных кругах как раз во время своего сотрудничества с «Мосактивистом». 

Политики против жителей

Интересен Климов, правда, не столько этим, сколько своей удивительной способностью раздваиваться в офлайн и онлайн на противоположных двойников – почти как Джекилл и Хайд. Публично он заявляет о своей поддержке Путина и сотрудничает с ОНФ, и в это же самое время параллельно ведет в интернете каналы, где восторженно освещает акции Навального и Яшина, не забывая, впрочем, тут же собирать пожертвования с читателей. 

Некоторые чиновники префектуры ЮЗАО признаются на условиях анонимности, что определенное бездействие в отношении пресечения таких якобы оппозиционных, а по факту – коммерческих уличных акций связано именно с политическими причинами. Якобы в Ломоносовском районе очень распространены оппозиционные настроения, поэтому никто не хотел рисковать конфликтом с оппозицией перед президентскими выборами. Характерно, что тем самым чиновники фактически признают: митингуют не местные жители, а оппозиционеры. 

Из этого факта можно вывести два основных тезиса, которые нам удалось установить в ходе первого этапа расследования актуальной ситуации вокруг «Учительского дома».

Во-первых, одобренный государством социальный проект строительства «Учительского дома» вызвал рост поддержки власти со стороны жителей Ломоносовского района. На последних выборах Путин получил здесь самый высокий за все время уровень поддержки – 65,08%. Для сравнения в соседнем Гагаринском районе за президента проголосовало 62,76%. 

Таким образом, никакого конфликта с реальными жителями района нет. После начала реализации проекта «Учительский дом» уровень протестных настроений опустился даже ниже обычного для района уровня. И это при регулярных выступлениях представителей и «звезд» всего спектра оппозиции. 

Во-вторых, в ходе обсуждения проекта строительства «Учительского дома» т.н. «оппозиция» продемонстрировала свою истинную суть. Это весьма важная информация для желающих сотрудничать с ними по правовым проектам. 

Двойная игра

Какова обычная позиция протестующих: обвинение властей в том, что они не исполняют требования закона. Что же мы увидели на практике?  

Псевдооппозиционер Митрохин на митинге около Кравченко, 16 говорит, что он довел информацию по ситуации со строительством до сведения мэра Москвы. Неожиданно появившаяся на стройке накануне президентских выборов Ксения Собчак заявляет, что встретилась с Сергеем Собяниным и он гарантировал ей, что стройки не будет. 

«Я провела переговоры в мэрии Москвы и вот сегодня я хочу вам сказать, что Собянин взял на себя ответственность и выступает гарантом того, что стройка будет остановлена», - написала Собчак в Instagram.

В результате к этим публичным фигурам, причисляющим себя к оппозиционным властям силам, возникает резонный вопрос: кто вы? Если вы выступаете за демократию, за правовое государство, то логичным было бы идти в суд и доказывать незаконность стройки, против которой протестуете. 

Однако вместо этого «оппозиция власти» бежит к начальнику. Получается, они даже более системные, чем те, против кого митингуют. Если вы неформально договариваетесь с властями по важным для себя вопросам, то оппозицией к кому вы являетесь? Вероятно – к простым гражданам, у которых нет никакой «крыши».

При этом все предложения учителей встретиться в суде, обсудить законность собранных и выложенных на всеобщее обозрение в специальной группе Facebook документов, протестующими просто игнорируется.

Впрочем, как в реальности работает эта схема всем уже наглядно продемонстрировал «Рупор Москвы», владелец которого собирает пожертвования с оппозиции, а сам при этом в моменты законных задержаний полицией кричит от страха – «отпустите меня, я за Путина». 

О том, что протестующие мало заинтересованы в будущем районе свидетельствует хотя бы тот факт, что именно представители ЖСК «Учительский дом» фактически спасли детскую спортивную площадку от неминуемого сноса. 

Она была возведена незаконно и не значилась ни в одном из официальных документов. Дети играли на площадке, которая фактически является самостроем. Благодаря стараниям учителей, состоящих в ЖСК, удалось добиться легализации площадки всего в двух домах от Кравченко, 16. Однако протестующие нисколько не стесняются продолжать громогласно обвинять учителей в ее ликвидации.

К сожалению, следует признать, что столь запущенной с правовой точки зрения ситуации не возникло, если бы представители органов внутренних дел выполняли свой служебный долг. 

Обещания властей…

Однако весной, после президентских выборов, произошли заметные подвижки в справедливом решении проблемы. Заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы Иван Щербаков и заместитель префекта ЮЗАО Москвы Александр Лапшинов публично предложили членам ЖСК «Учительский дом» компенсировать ущерб от простоя стройки на Кравченко, 16 предоставлением членам ЖСК альтернативных квартир в пределах района. Важно отметить, что это предложение было сопровождено ссылкой на высшее руководство города.

Бюджетники привыкли доверять властям. Поэтому, обсудив между собой этот вариант, члены ЖСК решили в последний раз пойти городу навстречу, несмотря на наличие у них всех законных оснований на строительство дома и получение квартир по адресу Кравченко, 16. 

В ДГИ был предоставлен весь необходимый пакет документов. А от Щербакова прозвучало публичное заверение, что в течение месяца все члены ЖСК получат комфортное жилье в Ломоносовском районе, при этом паевые взносы в строительство Учительского дома будут зачтены в цену жилья. Также представители префектуры заверили, что возникшие из-за бездействия властей долги ЖСК, технического заказчика и застройщика будут погашены в кратчайшие сроки за счет города. 

…и последствия

С тех пор прошло уже больше месяца. За это время члены ЖСК не только не получили обещанные льготные квартиры, им даже не предоставили текста официального решения об их выделении. При этом учителя продолжают платить, все глубже погружаясь в кредиты, арендную плату за участок – около 8 млн рублей в квартал. 

55 членов ЖСК Учительский дом, большинство из которых ждут жилья более 15 лет, многократно обманутые нерадивыми чиновниками, попавшие под пресс политических деляг, конечно, очень волнуются. И, наверно, они имеют на это право.

Их беспокойство усугубляется тем фактом, что правление ЖСК несколько раз обращалось в соответствующие городские структуры за разрешением провести небольшой митинг, чтобы выразить свою поддержку руководству города и обратить внимание мэра на тяжелейшую ситуацию в котором оказался кооператив. 

Однако разрешение на такую акцию ни разу получено не было. Между тем политические активисты всех мастей без всяких разрешений продолжают беззаботно пикетировать стройплощадку на Кравченко, 16 без какого бы то ни было противодействия правоохранительных органов и городских служб.


РАПСИ продолжит следить за тем, выполнит ли город свои законные обязательства перед ЖСК «Учительский дом»: будь то разрешение на продолжение строительства или предоставление членам ЖСК квартир в Ломоносовском районе. Не хочется верить, что учителя столкнулись с очередным «тактическим» решением кого-то из нерадивых чиновников, дискредитирующее таким образом городскую власть в глазах московских учителей. 

Валерий Ермолин