Одним из главных элементов национальных праздников является государственный флаг. Особенно велико его значение во время демонстраций и массовых мероприятий.

В День труда и весны историю принятия закона о государственном флаге Российской Федерации рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.


Российский триколор, как известно, историю имеет очень давнюю и очень витиеватую. По одной из версий, он впервые был поднят в 1668 году на первом русском парусном корабле «Орёл». В 1705 году указом Петра I флаг был утвержден официально, позже он получил статус национального и оставался таковым до 1917 года. 

Это если совсем кратко, потому как нас в первую очередь интересует новейшая история России и непосредственно с ней связанная история триколора. Запрещенный советской властью флаг вновь появился на наших улицах в конце 80-х годов и вскоре стал общепризнанным символом демократического движения и протеста против административно-командной системы. 

22 августа 1991 года, после провала путча, чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила: до принятия закона о новой государственной символике «считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос — официальным Национальным флагом Российской Федерации». Именно этот день отмечается в России как День Государственного флага РФ. 

Между тем это первый, но отнюдь не последний правовой акт, утверждающий триколор в качестве государственного символа. В ноябре 1991 года был принят закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», которым соответствующая статья излагалась в следующей редакции: «Государственный флаг РСФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя — лазоревого цвета и нижняя — алого цвета. Отношение ширины флага к его длине — 1:2». 

Однако после событий октября 1993-го и та Конституция, и тот закон ушли в прошлое. В декабре Борис Ельцин подписывает указ «О Государственном флаге РФ», которым утверждает, что он «представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3». Указом оговаривалось, что это положение действует «до вступления в силу соответствующего закона».

Обратите внимание на расхождения в описании флага: в указе Президента РФ обозначен другой его размер, а одна из полос названа не лазоревой, как раньше, а синей. Это расхождение сказалось чуть позже, когда изготавливали значки в виде триколора для депутатов Госдумы первого созыва: они были именно с лазоревой полосой, более светлой. У депутатов последующих созывов полоса была уже синей.  

Напомним, что по новой Конституции РФ «государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».  

Борис Ельцин несколько раз вносил в ГД РФ проекты законов о государственной символике. Но очевидная принадлежность триколора к демократическим силам новой России стала серьезным политическим препятствием для его утверждения в качестве официального символа. 

В первый раз законопроекты о госсимволах рассматривались в декабре 1994 года. Представляя их, государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов напомнил про многовековую историю триколора и традиции государства Российского. 

Но его аргументы, как и следовало ожидать, не убедили депутатов от КПРФ, а также ее «сельхозотдел» — АПР, настаивавших на красном знамени с серпом и молотом. Соответствующим образом выступили ЛДПР и вроде бы центристская «Новая региональная политика». Рассмотрение закона было перенесено. 

Повторная попытка утвердить госсимволы России также не увенчалась успехом. Оба альтернативных варианта (красный стяг и триколор) не набрали необходимых для конституционного закона 300 голосов.

Следующая попытка принять положенный по Конституции ФКЗ состоялась в 1997 году, в Госдуме второго созыва. А с учетом того обстоятельства, что в ГД-2 большинство составляли представители левых политических сил, отрицательный результат был предрешен.

В очередной раз этот вопрос рассматривался в 1998 году, то есть в том же составе Госдумы и, соответственно, с тем же результатом (точнее, отсутствием оного). И держава наша оставалась по-прежнему без государственной символики, утвержденной в соответствии с нормами Конституции РФ.

Тем временем первый Президент РФ ушел в отставку, а вторую Госдуму сменила третья. Проект ФКЗ «О Государственном флаге РФ» внес на ее рассмотрение уже Владимир Путин. Эта последняя страница в истории утверждения триколора в качестве госсимвола разительно отличается от предыдущих.

Более подробный рассказ о ходе рассмотрения ФКЗ о госсимволах в 1990-х годах, с интересными деталями и цитатами, можно почитать здесь >> . Мы же остановимся на упомянутой последней странице.

Триколор «в законе»

Проекты законов о флаге и гербе Президент РФ внес в первый же год работы Госдумы третьего созыва (о ФКЗ о гимне позже разговор пойдет особый). И первое, что сделали депутаты — это инициировали проект постановления о специальном порядке подготовки и рассмотрения Госдумой этих законопроектов. 

В чем же он заключался? Во-первых, в приоритетности (хотя по думскому регламенту президентские законодательные инициативы и так рассматривались в первую очередь); во-вторых, всего один день выделялся Комитету ГД по государственному строительству на подготовку заключений по проектам, а рассмотрение их назначено строго на 8 декабря в 10:30; в-третьих, принять оба проекта предполагалось сразу во втором и третьем чтениях, без внесения и обсуждения поправок, а также без прений — право выступить предоставлялось только одному представителю от каждой фракции. Кроме того, в проекте постановления содержался пункт, запрещающий внесение альтернативных законопроектов, но его палата все же исключила.

То есть совершенно очевидно, что Госдума предприняла все возможное, чтобы конституционные законы о госсимволах были, наконец, приняты. Рассматривались они в один день. Однако представитель Президента РФ Александр Котенков отказался от предложения сделать один общий доклад и принять все «пакетом». 

По его словам, каждый законопроект надо обсуждать и принимать в отдельности, поскольку «это слишком серьезные вопросы, чтобы их можно было вот так легко объединить». Последуем его совету и мы. 

Значительная часть доклада Александра Котенкова была посвящена истории триколора — с конца XVII века, когда бело-сине-красное полотнище появилось на флагах кораблей Волжско-Каспийской флотилии и до начала девяностых годов прошлого века, когда это описание флага было внесено в Конституцию РСФСР. На момент рассмотрения закона вопросы, связанные с описанием и официальным использованием Государственного флага РФ, регулировались только указом Президента РФ. 

Котенков отметил, что «дискуссия по поводу государственных символов Российской Федерации длится давно, проходит достаточно жарко, но впервые мы стоим на пороге достижения общественного консенсуса». Кому-то не нравится гимн, кому-то флаг, кому-то герб. По словам докладчика, «именно сочетание общественных интересов, поиск взаимоприемлемых вариантов и будет способствовать восстановлению взаимопонимания в обществе».

Содоклад председателя Комитета ГД по культуре Николая Губенко (КПРФ) более походил на митинговую речь и вряд ли заслуживал бы внимания, если бы не один любопытный нюанс. Начав с того, что отнюдь не случайно вопросы символики рассматриваются 8 декабря, в день подписания беловежских соглашений, продолжив пассажем, что «с этими символами связано бесчестье стрелецких казней, трагедии декабристов, Ленского расстрела, Кровавого воскресенья, эпоха царской России — тюрьмы народов, предательство Власова и так далее», он неожиданно сообщил, что будет голосовать за триколор и призвал депутатов «найти в себе волю проявить мудрость и найти аргументы в пользу согласия».

Второй содоклад, председателя Комитета ГД по государственному строительству Валерия Гребенникова («Отечество») был деловит: с правовой точки зрения концептуальных возражений нет, комитет рекомендует Госдуме принять закон в первом чтении, «учитывая важнейший политический характер этого проекта».

Напомним, что в соответствии с постановлением палаты об особом порядке принятия ФКЗ о госсимволах, второе чтение из процедуры было фактически исключено. Закон «О Государственном флаге РФ» был проголосован дважды: в первом чтении и в тот же день в рамках «часа голосования» — в целом. Совет Федерации в том же декабре без обсуждения, но с аплодисментами его одобрил. И с 25 декабря федеральный конституционный закон, устанавливающий бело-сине-красный триколор в качестве государственного флага, вступил в силу.

Где развеваться триколору

Все изменения, внесенные в ФКЗ «О Государственном флаге РФ», регулировали — когда и где он должен или может быть поднят. 

Так, в 2002 году было установлено, что на зданиях органов местного самоуправления Государственный флаг РФ должен быть поднят постоянно. Над резиденцией Президента РФ поднимается дубликат президентского штандарта (флага). Государственный флаг РФ также устанавливается постоянно в залах заседаний законодательных (представительных) органов власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

С 2008 года гражданам и организациям разрешено использовать Государственный флаг РФ (в том числе его изображение) не только во время проведения официальных мероприятий, но и в повседневной жизни. То есть можно вывешивать флаг на жилых домах, зданиях предприятий, учреждений, организаций, использовать его на массовых публичных мероприятиях, в том числе на спортивных соревнованиях и съездах политических партий.  Ранее на здания и жилые дома флаг вывешивался исключительно в дни государственных праздников.

Неточности в использовании флага на судах были устранены в 2010 году. В частности, исключены понятия «кормовой флаг» и «носовой флагшток» как несуществующие в практике торгового мореплавания.

Целый ряд поправок в закон «О Государственном флаге РФ» был обусловлен изменениями в структуре или названиях отдельных федеральных институтов. Это сугубо технические изменения в разделе ФКЗ, в котором перечислены здания, на которых постоянно поднят государственный флаг РФ.

И, наконец, последние на сегодняшний день содержательные изменения были внесены в 2013 году по инициативе Президента РФ в целях более широкого использования государственных символов для воспитания гражданственности и патриотизма. 

Поправки предусматривают, что государственный флаг должен быть постоянно вывешен на зданиях всех общеобразовательных организаций или установлен на их территориях. Также флаг России поднимается во время массовых мероприятий (включая спортивные и физкультурно-оздоровительные), проводимых любыми образовательными организациями.

Об истории принятия ФКЗ «О Государственном гимне РФ» читайте в продолжении цикла на сайте РАПСИ 9 мая