РАПСИ продолжает вспоминать важнейшие в правовом контексте события десятых годов. В своем обзоре мы разделили темы на три уровня по масштабу и направленности: общемировой и государственный – география и политика в праве; национальный – социология и психология в праве; общественный – проблемы равноправия.

Каждому уровню посвящен отдельный материал. Публикации отобраны по глубине раскрытия темы, степени эксклюзивности и общественного резонанса. Сегодня мы вспоминаем важнейшие геополитические тренды в праве и приводим цитаты к ним из статей РАПСИ.

***

В начале десятилетия РАПСИ подготовил два резонансных материала, посвященных болезненному вопросу оттока населения из сельской местности и малых городов, а также проектам реорганизации пространственно-административного устройства России.

Актуальная в тот момент идея развития агломераций пока не получила формат государственной программы, однако проблема моногородов и разработка различных способов ее решения стала одной из важнейших и наиболее масштабных задач в России десятых.

В контексте интеграции страны в новую экономику глобальных городов, повышающейся экологической ценности свободных от человеческой деятельности пространств, при необходимости сохранения административного контроля над всей территорией, эта тема явно станет еще актуальнее в наступившем десятилетии.

В следующем году моногородам и вопросу ретерриториализации России будет посвящен новый специальный проект РАПСИ.

Архипелаг Россия

В правительстве и администрации президента разрабатывается проект усовершенствования территориальной организации России. Концентрация экономической и социальной жизни страны в 20 крупнейших агломерациях должна повысить мобильность населения…

Малые города с населением до 100 тысяч человек сегодня составляют 90 % всех городов РФ. Примерно половина из них – монопрофильные, население которых законсервировано: число жителей не растет, социальная инфраструктура почти отсутствует. Школы, поликлиники, больницы, отделения почты и Сбербанка присутствуют далеко не во всех населенных пунктах – а только там, где есть лимиты на предельную численность сотрудников. В результате несовершенной территориальной организации за последние годы Россия потеряла более 20 тысяч населенных пунктов…

Смысл построения агломераций: создать центры развития, вокруг которых будут группироваться небольшие города. Таким образом, моногорода могут обрести новую жизнь в виде специализированных спутников центра агломерации…

Агломерации способны самостоятельно зарабатывать деньги, обеспечивая развитие всей необходимой им инфраструктуры – в том числе и деревень, которые должны получить конкретный заказ на производство определенной продукции для заранее указанного рынка сбыта…

Создание агломераций по этому пути подразумевает появление новой структуры занятости. Например, по системе тойотизма: когда единый центр, собирающий готовую продукцию, окружают самостоятельные предприятия, производящие его отдельные части. Некоторые агломерации могут быть превращены в такой "завод" по эффективному производству своей специализированной продукции…

Но вместо единого "острова Россия" мы получаем то, что методолог Петр Щедровицкий назвал моделью "остова Россия": это модель встраивания в новый мировой уклад на основе наиболее перспективных крупных торговых городов, которые выбиваются из России и выделяются из нее.

Архипелаг Россия: в ожидании варваров

Вымирание села и малых городов уже два года как не рассматривается учеными и чиновниками как опасная проблема. Наступление "дикого поля" на обжитое пространство России – это не угроза, а условие развития, под которое следует адаптировать политику. В новейшей географии даже появились такие понятия как "пятнистая Россия" и "пустилище пространства". Вероятно, в ближайшем будущем они будут институализированы в законах и на практике…

По прогнозам экспертов, при нынешнем подходе к урбанистике, к 2025 году на крупнейшие агломерации в России будет приходиться 70–80 миллионов человек. То есть, чуть больше половины всего населения. Проблема в том, что из 52 агломераций 43 будут по-прежнему находиться в Европейской части России…

Ученые полагают, что в течение ближайших двадцати лет из малых городов России может высвободиться порядка 15-20 миллионов человек. Законодательной проблемой является вопрос готовности крупных городов к принятию, ассимиляции и качественного использования этого ресурса…

Пороговое значение – это биологическое понятие, которое вполне применимо к социальным и экономическим процессам. Биологи доказали, что если плотность популяции падает больше, чем наполовину, то ее деградация ускоряется. Примерно то же самое происходит и в географии. Если население области падает ниже этого значения, то все процессы депопуляции ускоряются. Поскольку издержки производства растут, издержки жизни также растут…

В результате на этих территориях, перешедших пороговое значение, невозможно никакое производство, даже сельское хозяйство. Урожаи и надои в пригородной зоне систематически выше, чем в глубинке. Статистика подтверждает, что происходит стягивание продуктивного сельского хозяйства к городам. Никакие инновации и господдержка бизнеса не способна оживить эти регионы без глобального переустройства всей структуры российской территории…

Законодательное решение вопроса об агломерациях упирается в проблему распределения налогов, прибыли, бюджетов. Невозможно создать новый субъект территориального развития, не наделив его свободой и ответственностью… Чрезвычайно перспективно выглядит стимулирование кооперативного действия муниципалитетов по созданию надмуниципальных структур управления, однако ее появление пока не представляется возможным без принятия специальных нормативных актов или иной формы стимулирования муниципалитетов государственными властями.

***

В десятые годы мировой центр силы окончательно переместился в Азию.

Пока Европа опасается исламизации населения и решает вопрос адаптации беженцев, в первую очередь, из Ближнего Востока, США борется с Китаем за глобальные сферы влияния, Япония и Сингапур все дальше уходят в будущее, а Индия выдвигается на первое место в мире по числу жителей и готовит свой сценарий международной гегемонии, для остального мира все более актуальным становится задача осмысления культурного кода этих наций.

Западная концепция прав человека все чаще становится объектом критики, скепсиса и требований реформирования. РАПСИ своевременно уловило этот тренд и в разные годы посвятило несколько аналитических материалов перспективам создания Азиатского суда по правам человека, возможностям интеграции норм шариата в российские законы, конституционным особенностям специфики прав человека в азиатских странах, а также наши авторы предприняли попытку синтезировать правовой кодекс, по которому существовало тогда «Исламское государство» - ныне запрещенная в России террористическая группировка.

Все об Азиатском суде по правам человека

Требования западных стран соблюдать декларацию прав человека в формулировке ООН, как и отказ всерьез рассматривать региональные корректировки, экспертами воспринимается как политическое давление сродни неоколониализму…

Особо критически к концепции универсальности прав человека отнеслись представители Китая, Индонезии, Сирии, Пакистана, Йемена... Они заявили о незападной концепции прав человека. Ее суть можно свести к трем основным пунктам: основное внимание должно уделяться региональной специфике государств при трактовке прав человека; социально-экономические права должны быть приоритетны перед гражданскими и политическими, а коллективные – перед индивидуальными; определение статуса личности – исключительно внутренняя компетенция государства, а принцип невмешательства во внутренние дела государства является определяющим…

В начале XXI века зародилась идея "перекрестного консенсуса прав". Сегодня она получила выражение в создании параллельных институтов (в перспективе – специализированных судов), которые будут базироваться на основополагающей единой гуманистической платформе, но предлагать для представителей разных культур, традиций и уклада альтернативные площадки для защиты своих прав…

Юго-восток. …Именно со статусом личности связано основное отличие конфуцианской культуры от христианской и демократической культуры Запада. Согласно ей, человек в Сингапуре, Китае или другой стране, где распространено конфуцианство, не имеет статуса, дающего ему право выступать против семьи и социальных групп, с которыми он связан с рождения…

Китай. …В традиционном культурном наследии Китая идея свободы личности или идея социального порядка, гармонии личности и общества никогда не связывалась с гармонией самого общества и с идеями истины общественного устройства. Поэтому китайская система прав человека оперирует не свободой атомизированного человека, а гарантиями обеспечения всех возможностей для полноценной самореализации гражданина в социальном пространстве…

Исламский мир. …Главной концепцией мусульманского права является идея не столько прав человека, сколько возложенных на него Аллахом обязанностей… Основные положения исламской концепции прав человека: правоверные абсолютно равны; каждый мусульманин вправе требовать от государства уважения своих основных прав; взаимная ответственность общества и индивида; индивид не является субъектом международного права в отличие от исламского государства.

Конституционные различия в правах человека

В Иране религия не отделена от государства… Признается право собственности на имущество, полученное за счет законного труда. Это важная оговорка, поскольку в законе раскрываются виды доходов, которые подлежат конфискации правительством по итогам расследования. Факты получения дохода от воровства, взяточничества и организации мест разврата с точки зрения светской этики представляются логичными основаниями для конфискации имущества. Однако с учетом норм ислама нарушениями в данной стране будут также ростовщичество, азартные игры и злоупотребления вакуфным имуществом (ближайший аналог данного института – благотворительный траст)…

В качестве официальных задач государства закреплены борьба с нищетой, обеспечение иранских семей жильем и защита особого статуса женщин. Базовые принципы социального обеспечения также прописаны в основном законе страны…

Конституция Индии имеет светский характер, и это особенно ярко прослеживается в положении, которое запрещает преподавание религии в учебных заведениях, полностью содержащихся за счет государственных средств…

Для основного закона Индии запрет дискриминации имеет особое значение в связи с фактическим объявлением об отказе от разделения общества на касты, которые признаны критерием дискриминации...

Конституция Индии предусматривает построение социального государства. Закреплена цель обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа и подразумевающий ряд гарантий, меры поддержки и обеспечения граждан. В момент принятия Конституции для страны была актуальна проблема нормального питания граждан, что также нашло отражение в законе.

Запрет на эксплуатацию детей сформулирован таким образом, что его можно трактовать, как разрешение брать на работу не достигших 14-летнего возраста лиц, кроме случаев труда на фабриках, шахтах и в опасных условиях.

Парламент фактически наделен правом ограничивать реализацию закрепленных в Конституции прав. Речь идет не только о принятии законов, но и о том, что парламент по Конституции вправе освободить любое лицо от ответственности за действия по поддержанию и восстановлению порядка в условиях военного положения, а также санкционировать любой акт или приговор.

Нормы шариата в российских законах

Процесс интерпретации исламского Закона в контексте современной реальности носит название иджтихад. Он подразумевает право человека на субъективное постижение истины. При этом неважно, идет речь о правовом решении проблем на уровне государственного законодательства или о необходимости для мусульман дать оценку тем или иным реалиям с позиций шариата.

Путь иджтихада представляется перспективным в плане ассимиляции мусульманского права российским законодательством. На практике это может реализовано в виде специального совета, на котором законодатели и авторитетные мусульманские мыслители находили правовое решение актуальных проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые они сами доставляют обществу.

***

Особого внимания в контексте указанного тренда десятилетия заслуживает репортаж автора РАПСИ по итогам двухнедельного тура журналистов ведущих СМИ Азиатского региона по ключевым регионам Китая. В ходе него удалось узнать из первых уст многие особенности специфически китайских методов борьбы с коррупцией и других правовых проблем нового мирового лидера (некоторые из них до сих пор практически не обсуждаются в открытых источниках).

"Голые чиновники", шуангуй, гуаньши и другие китайские инновации в праве 

Процедуру шуангуй местные жители в личной беседе называют важнейшим оружием государства в войне с коррупцией. "Шуангуй – это негласно одобренная властями неправовая процедура кражи членов партии, чиновников и, реже, бизнесменов", - поясняет житель Хаймэня.

При появлении первых подозрений в коррупционной нечистоплотности должностного лица он попросту исчезает на несколько дней, недель, месяцев, до полугода. По факту удается обойтись без санкции суда, возбуждения дела, чтобы чиновник не успел сбежать за границу или получить поддержку своих подельников.

Даже если у подозреваемого есть защита в органах власти, они ничем не смогут ему помочь. Самые высокопоставленные чины обычно просто не знают, где именно укрыт объект расследования Центральной дисциплинарной комиссии (ЦДК).

Помещением для подобного "домашнего ареста" может служить что угодно: подвал местной ячейки ЦДК, дача следователя, общежитие, больничная палата… В особых случаях подозреваемого могут даже "поселить" на работе или запереть в его же собственном доме. Главное, чтобы потенциальный коррупционер все время находился в поле зрения стражи, и ни в коем случае не мог подняться с первого этажа здания (слишком многим в свое время удалось уйти от правосудия, выбросившись из окон квартир в высотках)…

Важнейшая китайская традиция – гуаньши – представляет собой такую отличительную черту китайской коррупции как ее "нематериальность". Денежные взятки в Китае – исключительно редкое явление, почти никогда не распространяющееся на высшие чины партии и правительства. Это способствует и решение властей не вводить в оборот денежные купюры крупнее 100 юаней (чуть больше 15 долларов).

Гуаньши предполагает выстраивание системы неформальных корпоративных связей, договоренностей, взаимных обязательств. Поэтому, принято считать, что на уровне секретарей ЦК КПК и министров, глав департаментов и крупного бизнеса коррупция носит характер клановых отношений: не в форме взяток, а в виде заключения взаимовыгодных браков и обмена услугами…

В случае подтверждения вины госслужащего в коррупции, расплачивается за его грех вся семья (даже отдаленные родственники). После публичного покаяния производится полная конфискация имущества, изгнание родственников из партии, увольнение с работы… Аналогичные наказания предусмотрены в случае раскрытия различного рода симбиозов между чиновниками, силовиками и бандитами.

Поэтому, когда полицейские и чиновники начинают вывозить своих родственников за границу, это рассматривается как первый признак для подозрений их в коррупционности или других связях с преступным миром. Это т.н. "голые чиновники", финансовые операции которых тут же попадают под контроль дисциплинарного комитета партии…

Постепенно гражданская бдительность становится основной опорой государства в новых стратегиях борьбы с коррупцией и ОПГ. Сегодня от 60% до 70% всех дел начинаются с доноса. По данным местной прессы, в отдельных провинциях эта цифра достигает 90%.

В Китае весьма популярна процедура синхронной подачи жалобы в полицию и анонимки в ЦДК на полицейского, не проявившего достаточного уровня служебного рвения при приеме заявления. Предполагается, что это должно стимулировать служителя правопорядка использовать все свои формальные и неформальные связи для поиска преступника. Иначе он сам рискует стать объектом расследования…

Беженок из КНДР в Северном Китае не только с удовольствием нанимают на сезонные работы, похищают и прячут, но и даже все чаще сожительствуют с ними, в последние годы участились случаи официальной росписи в ЗАГСе. Постоянный приток кореянок – это фактически местная "золотая жила", аналогичная наркотрафику крайне западных областей, граничащих с Афганистаном и Таджикистаном. Торговля женщинами и детьми – один из крупнейших преступных бизнесов, зафиксированных криминалистами в Китае.

Также китайскому вопросу был посвящен экспериментальный материал РАПСИ: он состоит исключительно из прямой речи людей, столкнувшихся в своей деятельности или жизни с проблемами китайского туризма в Москве.

Свидетели китайского туризма. Прямая речь 

«Китайские туристы почти не используют наличные. Попробуйте найти в Москве обменник, где можно продать юани. Они невостребованы, туристы ими не пользуются. Китай не только дальше нас продвинулся, даже дальше Европы, по переводу всего на безнал. Они привыкли пользоваться (мобильным приложением — прим. ред.) WeChat, им в Китае можно оплатить любую услугу и товар. Сегодня практически во всех известных мне магазинах для туристов из Китая есть терминал для оплаты в WeChat. Проблема в том, что эти терминалы привязаны к банковским счетам — в китайских банках! Что получается: транзакции в таком случае — перевод между двумя счетами в китайских банках. Российские контролирующие органы никак это не могут отследить, и Россия ничего не получает», — Владимир, сотрудничает с мэрией по организации приема иностранных гостей.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 января