С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 июн - РАПСИ, Мария Гусарова. Пытки как метод дознания до сих пор применяются в некоторых европейских странах, в том числе и в России, заявил уполномоченный от России при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Георгий Матюшкин, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).

По словам Матюшкина, "самым болезненным является вопрос нарушения гарантий статьи 3 Европейской конвенции защиты прав и основных свобод человека", в которой говорится о запрете пыток.

"В ряде стран Совета Европы сохраняется такое позорное для 21 века явление, как применение незаконных методов дознания, в том числе в Российской Федерации", - сказал Матюшкин, выступая в четверг на заседании профильной секции в рамках научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения в Санкт-Петербурге.

Он добавил, что, по его наблюдениям, применением пыток "страдают многие страны с устойчивой демократией" - такие как Франция, Польша, Турция.

Кроме того, по словам Матюшкина, для России острым остается ситуация с жалобами на судебную волокиту, однако РФ не является "чемпионом" по таким заявлениям, хотя четвертая часть от всех обращений россиян в ЕСПЧ касается именно данного вопроса.

"Традиционно (в числе лидеров по таким жалобам) называются Италия и Греция", - сказал Матюшкин, добавив, что надеется, что недавно принятый закон о компенсациях за затягивание "заработает в полную силу", но не рассчитывает, что это сразу и заметно сократит количество жалоб в Европейский суд.

По его словам, ожидается, что до конца года будет подготовлено и рассмотрено постановление совместного Пленума Верховного и Высшего арбитражного судов, разъясняющее, как арбитражам и судам общей юрисдикции правильно применять новый закон.

Также уполномоченный РФ при ЕСПЧ рассказал о количественном сокращении решений по жалобам к России. Если в 2008 году таких решений было принято 244, то в 2009 - уже 219.

"На самом деле это мало о чем говорит, потому что суд стал использовать механизм коллективных коммуникаций, объединяя подчас до 100 однотипных жалоб", - сказал Матюшкин, приведя в пример дело "Бурдов против России" по судебной волоките, в рамках которого было объединено сразу 1,113 тысячи таких же жалоб.