МОСКВА, 23 окт - РАПСИ. Москва констатирует, что Страсбургский суд "все больше начинает политизировать свою работу", но не отказывается от выполнения его решений", заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью "Российской газете" заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

В конце прошлой недели ЕСПЧ признал Россию виновной в нарушении права на образование детей, которые учатся в приднестровских школах с преподаванием молдавского языка на основе латинской графики, и постановил выплатить заявителям около 1,2 миллиона евро и взыскать еще 50 тысяч евро для компенсации их судебных издержек. Комментируя это решение, Лавров, указав на политизированный характер работы ЕСПЧ, отметил, что "такой подход подрывает и его (Суда) репутацию, и наше отношение к этому органу юстиции".

Глава российкого внешнеполитического ведомства заметил, что российская сторона "будет изучать принятое решение". "Поскольку речь идет о Суде, то должны поработать юристы... Изучив все аспекты, мы выйдем на соответствующие выводы. Сейчас я не буду их предвосхищать", - отметил в этой связи глава российской дипломатии.

Отвечая на вопрос, должна ли Россия в обязательном порядке выполнять решения ЕСПЧ, министр заметил, что это обязательство Москва взяла "по европейской Конвенции о правах человека".

"До сих пор мы выплачиваем деньги даже по решениям, с которыми категорически не согласны, как, например, по известному "делу Илашку". Но когда от России требуют предпринять практические действия, ссылаясь на то же Приднестровье, где мы якобы осуществляем эффективный контроль, мы это просто игнорируем как неприемлемый подход", - пояснил российский министр.

Лавров также заметил, что Москву "настораживает тот факт, что множатся политизированные решения, в том числе в адрес России".

Один язык, один конфликт, два алфавита. История вопроса

Жалоба была подана 170 гражданами Молдавии, проживающими в Приднестровье. Их претензии связаны с законом непризнанной республики от 1992 года, согласно которому молдавский - один из государственных языков Приднестровья - должен хаписываться только кириллицей. Использование латинских букв с 1994 года запрещено и считается административным правонарушением.

С июля 1994 года власти Приднестровья стали закрывать школы, где молдавский язык преподавался на латинице. В результате нескольким учебным заведениям пришлось под давлением местных властей покинуть хорошо оборудованные здания и переехать в другие помещения. По мнению родителей учеников, оставшихся в этих школах, в результате качество образования существенно снизилось. Кроме того, зачастую новые школы были значительно удалены от места жительства детей.

В связи с этим учителя этих школ, ученики и их родители, считающие дискриминацией запрет на использование латинского алфавита на письме, подали в ЕСПЧ жалобу на нарушение своих прав. В частности, они ссылались на статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также на статью 14 (запрет дискриминации) той же конвенции и статью 2 первого протокола к ней (право на образование).

При этом жалоба была подана как к России, которая, по мнению заявителей, оказывала поддержку непризнанной республике, так и к Молдавии, так как ранее ЕСПЧ признал, что формально Приднестровье подпадает под ее юрисдикцию.

Рассмотрев жалобу, суд постановил, что непризнанная республика не могла бы существовать без экономической, финансовой и политической помощи со стороны России. В связи с этим, по мнению ЕСПЧ, ответственность за закрытие школ может быть возложена на российские власти. В то же время власти Молдавии не оказывали режиму никакой поддержки, а также помогали принужденным к переезду учебным заведениям обеспечить школьникам достойный уровень образования.

Суд решил, что принудительное закрытие школ заявителей и последующие притеснения явились вмешательством в их право на доступ к образовательным учреждениям, существовавшим в указанное время, а также в их право на получение образования на национальном языке, что нарушает статью 2 протокола 1 к конвенции.

В связи с этим ЕСПЧ взыскал с России по 6 тысяч евро в пользу каждого из 170 заявителей в качестве компенсации морального ущерба. Кроме того, суд взыскал в их пользу еще 50 тысяч евро компенсации судебных издержек. Таким образом, общая сумма, которую России придется выплатить заявителям, составляет чуть менее 1,1 миллиона евро. Все претензии к Молдавии суд отклонил.

При этом суд не счел необходимым рассматривать претензии заявителей, связанные со статьей 8 и статьей 14 конвенции.