МОСКВА, 21 июн – РАПСИ, Владимир Ядута. Оглашение приговора Александру Фишенко, главному фигуранту уголовного дела о несанкционированном экспорте микроэлектроники из США в Россию, как ожидается, состоится 29 июня.

Заседание в федеральном суде Восточного округа Нью-Йорка, где слушалось это дело, несколько раз откладывалось. Как следует из судебных документов, имеющихся в распоряжении РАПСИ, между обвинением и защитой Фишенко, несмотря на признание им вины, остаются некоторые принципиальные разногласия.

Защита на минувшей неделе направила в суд свои замечания на заявления со стороны обвинения. В частности, адвокаты Фишенко категорически не согласны с утверждением прокуратуры, что их клиент изначально планировал заниматься противоправной деятельностью, когда учреждал компанию, через которую отгружалась продукция. Далее обвинение акцентирует внимание на том, что семь из десяти ключевых фирм, с которыми работала компания Фишенко, имели специальное разрешение на поставки от Минобороны РФ. Адвокаты заявляют, что таких компаний в США десятки, если не сотни, и, если следовать логике обвинения, то все они должны быть как минимум под подозрением. Наконец, адвокаты также полагают, что обвинение завышает цифры по несанкционированным поставкам и старается создать ощущение, будто Фишенко даже не думал соблюдать американское законодательство и не предпринимал никаких усилий для этого.

Многочисленные факты, которые приводят адвокаты, свидетельствуют о стремлении компании придерживаться норм закона, в связи с чем предпринимались соответствующие меры. «Г-н Фишенко рассчитывал, что ARC (Arc Electronics – ред.) станет законопослушной экспортной компанией, в которой он сможет использовать свои профессиональные навыки и российские связи с тем, чтобы построить успешный бизнес - скромную часть американской мечты», - утверждают адвокаты.

Обвинение требует приговорить Фишенко к 211 месяцам (примерно 17 годам) заключения. Однако по одному из схожих дел, степень вины по которому была значительно больше, максимальное наказание составило 84 месяца (7 лет), заявляют адвокаты. По мнению защиты, срок заключения не должен превышать 50 месяцев (около 4 лет).

В октябре 2012 года ФБР объявило о задержании восьми человек по подозрению в незаконном экспорте из США в Россию высоких технологий для нужд ВПК и спецслужб. В центре внимания правоохранительных органов США оказалась частная компания Arc Electronics, офис которой располагается в Хьюстоне. Там работали четверо сотрудников, задержанных наряду с ее совладельцем Фишенко.

Компания принимала участие в сделках по приобретению микроэлектроники у американских производителей и последующей перепродаже ее российским компаниям. Заказчиком высокотехнологичной электроники выступала компания Apex System, связанная с рядом российских предприятий, отмечается в материалах дела.

В уточненном обвинительном заключении, переданном в федеральный суд Нью-Йорка в ноябре 2014 года, как и в заключении от  28 сентября 2012 года, приводится 25 пунктов обвинения. Среди них сговор с целью нарушения Международного акта о чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) и Закона о контроле экспорта вооружений (AECA).

В судебных документах уточняется, что Фишенко, не являясь дипломатическим или консульским сотрудником, или атташе иностранного государства, осуществлял незаконные закупки микроэлектроники для российской стороны без предварительного уведомления генпрокурора США.

Всего по этому делу проходят 11 человек, включая иммигрантку из Азербайджана Людмилу Багдикян. Четверо из восьми арестованных - Виктория Клебанова, Александр Пособилов, Анастасия Дятлова, а также Фишенко - помимо российского паспорта, имеют американский.

Что касается Фишенко, то он уехал в свое время в США, оставив занятия в Санкт-Петербургском техническом университете, где изучал полупроводники. С 2003 года он является натурализованным гражданином Соединенных Штатов. Фишенко женат, и у него растет сын, которому исполнилось 10 лет. По утверждению адвокатов, Александр не видел семью уже три года, общаясь с супругой лишь по телефону. В июле прошлого года супруга получила разрешение на свидание с мужем, однако в конечном счете на территорию изолятора, где он содержится, ее не пустили.

Фишенко признал вину по всем пунктам в сентябре 2015 года. В частности, он сознался в том, что, являясь агентом иностранного правительства, участвовал в сговоре с целью мошенничества, экспорта микроэлектроники в РФ в нарушение законодательства, занимался отмыванием денег и воспрепятствовал правосудию.