Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Ошибки футбольных арбитров на Чемпионате мира-2010 могут повлечь последствия, по масштабу не уступающие "делу Босмана" (судебное решение, разрешившее игрокам после истечения контракта переходить в другой клуб бесплатно). Незаслуженно засчитанные и незасчитанные голы, офсайды, удаления могут служить основанием как для кардинального пересмотра правил ФИФА, так и для судебного иска к членам этой организации.

Едва ли ни каждый эксперт высказывает свою индивидуальную позицию по проблеме судейских ошибок. По всей видимости, составить сколь-либо объективную картину можно только обособленного разбора каждого фрагмента сложившейся в футбольном мире ситуации.

Невынужденная ошибка

Уругвайский рефери Хорхе Ларрионда не засчитал очевидный гол после удара Фрэнка Лэмпарда в матче Англия-Германия, когда при счете 1-2 мяч отскочил от перекладины и опустился за линией ворот. Какова причина такого странного поступка судьи?

Версии о некомпетентности арбитра выглядят совершенно безосновательно. Согласно статистике, размещенной на уважаемом сайте Worldreferee, Ларрионда занимает первое место в мире среди всех действующих рефери, как в 2010 году, так и в общем рейтинге.

Свою репутацию он подтвердил и на этом Чемпионате мира, в том числе и во время матча Англия-Германия. После перерыва, узнав о своей ошибке, Ларрионда не попытался искупить свою вину перед англичанами: в частности не показал Фридриху вторую желтую карточку, когда тот уронил Руни. Эксперты считают, что в этом моменте фола не было, однако обычно рефери рассматривают такие эпизоды как возможность для индульгенции обиженной стороне.

Также нельзя винить лайнсмена. В момент удара он находился на одной линии с последним защитником, где и должен был располагаться согласно указаниям ФИФА. На расстоянии десятков метров от ворот, находясь в движении, он мог рассчитывать скорее на интуицию, чем на возможности зрения. При этом в остальных сложнейших эпизодах судья на линии правильно определил микроскопические офсайды у Руни и Дефо, и не зафиксировал оного у Клозе (вспомнив довольно редкий подпункт об отсутствии положения "вне игры" после ввода мяча вратарем).

В такой ситуации виновными в ошибке судей можно признать скорее не самих арбитров, а ФИФА, причем сразу по нескольким пунктам. Во-первых, Федерация не прислушалась к многочисленным доводам экспертов о необходимости помощи камеры или дополнительного судьи за воротами. Во-вторых, чиновников ФИФА можно судить даже по гражданскому кодексу за чрезмерную эксплуатацию арбитров, которая могла породить эту ошибку.

Это был четвертый поединок данной бригады за 13 дней. А всего за четыре дня до матча Ларрионда и его помощники попали под жесточайший пресс сербских футболистов, функционеров и журналистов за якобы несправедливо неназначенный пенальти в решающем матче Сербии с Австралией. Стресс, психологическое давление, накопившаяся усталость вполне могли вызвать непроизвольную ошибку судей, ответственность за которую могла бы взять на себя ФИФА или подконтрольные ей организации, однако "на Международном совете по правилам игры (IFAB) этот вопрос рассматривался".

Произвольная ошибка

В то же время никто не мешал помощнику Роберто Розетти на линии определить положение "вне игры", из которого забивал первый гол Карлос Тевес в матче Аргентина-Мексика. А ведь в данном случае нужна была всего лишь концентрация и определенная квалификация. Эксперты полагают, что в данном случае судейская бригада просто перегорела и не была готова к этому матчу, что подтверждают другие ошибки Розетти: в частности, он назначил штрафной удар после нарушения, которое произошло за пределами поля.

Впрочем, и в этом случае вина скорее лежит на ФИФА, чем на самих арбитрах. Вряд ли здесь можно говорить о том, что Федерация выбрала на матч недостаточно профессионального судью. Хотя таких обвинений ФИФА заслуживает хотя бы за матч США-Словения, в котором экзотичный  малиец Коман Кулибали по неведомым причинам отменил победный гол американцев. Проблема Розетти, обусловленная действиями ФИФА, также связана с чрезмерным стрессом, однако вызван он был слишком большим промежутком между играми: предыдущую игру он судил больше двух недель назад.

Можно предположить, что деградации судейского сообщества, о котором говорит большинство специалистов, способствует политика ФИФА. В частности, по действующим правилам, после каждого матча рефери должен предоставить официальным лицам письменный отчет, однако не обязан объяснять причины того или иного решения.

За самую чудовищную ошибку максимальное наказание, которому может подвергнуться судья, будет отлучение от дальнейших матчах на этом первенстве, в то время как два десятка футболистов рискуют лишиться последнего шанса заявить о себе на весь мир, а организации и целые страны теряют огромные деньги, не говоря уже о моральном ущербе, который несут болельщики и простые зрители.

Государственные потери

Например, по словам президента Сербского футбольного союза Томислава Караджича, в случае выхода команды Радомира Антича в плей-офф организация могла бы заработать около 5 миллионов долларов. Напомним, что проиграли сербы после неоднозначного решения арбитра не назначить на последних минутах решающего матча пенальти в ворота их австралийских соперников.

Можно предположить, что потери англичан, повязанных многочисленными рекламными контрактами, от вылета в 1/8 финала значительно выше.

Согласно правилам игры, утвержденным в июле 2008 года ФИФА, арбитр (а также, в зависимости от обстоятельств, ассистенты арбитра) не несет ответственности за любой ущерб, нанесенный чьему-либо имуществу, а также "любые другие потери, понесенные частным лицом, клубом, компанией, ассоциацией или иной организацией, которые явились или могут явиться следствием какого-либо решения, принятого в рамках Правил игры, или обычной процедуры, связанной с проведением и арбитражем матча".

Тезис не такой однозначный, как кажется на первый взгляд, если принять во вниманией тот факт, что "ошибки судей лишают не только кого-то денег, но и влияют на настроение целых стран. Представляете, в каком настроении проснулись ирландцы после игры с французами?" - напомнил журналистам тренер московского "Спартака" Валерий Карпин об эпизоде, когда судья не заметил игру рукой Тьерри Анри.

После этого матча премьер-министр Ирландии даже позвонил президенту Франции Николя Саркози, чтобы убедить того согласиться на переигровку. Однако руководство Международной федерации футбола отказалось назначить повторный матч, объяснив это старым тезисом – решение судьи на поле окончательное и обжалованию не подлежит.

Что подлежит обжалованию?

Такая постановка вопроса, а также практическая неподконтрольность действий арбитров на поле способствует появлению в футболе коррупционного ресурса.

Представим, что бы произошло, если аналогичное правило было бы введено в других сферах. Нетрудно догадаться, что возможность принимать окончательные, не подлежащие оспариванию решения, будут способствовать произволу не только гаишников и таможенников, но и судей. При этом существенно вырастет не только число неправомерных решений, но и размер взятки.

Таким образом, тезис "ошибки судей – неотъемлемая часть футбола" выглядит весьма сомнительно. Правильнее будет сказать, что ошибки судей – часть бизнеса. Причем не обязательно противозаконного. Сложно подозревать Международную федерацию футбола в участии в коррупционных схемах, однако очевиден факт наличия у ФИФА политики, обусловленной бизнес-моделью.

Расширение географии футбола, как популярного вида спорта, привлечение новых рекламных партнеров, увеличение аудитории телетрансляций матчей – все это части успешного бизнеса ФИФА. Регулировать его можно не только с помощью безальтернативных выборов места проведения Чемпионата мира, но и благодаря успешному выступлению определенных команд и национальных сборных. И в данном случае неоценимую услугу могут оказать арбитры.

"Случайная" помощь арбитров хозяевам чемпионата (можно вспомнить хотя бы пример Южной Кореи, в выходе которой в полуфинал заслуга арбитров оказалась выше, чем роль тренера), а также наиболее популярным командам удивительным образом приводит к росту прибыли ФИФА. Ошибки судей приводят к громким скандалам, которые активно муссируются всеми СМИ, их резонанс задевает как самых обездоленных граждан, так и первых лиц государств. В итоге, произвол рефери делает футболу вообще и ФИФА в частности фантастическую пиар-услугу.

В то же время, "иммунитет" судейских решений делает футбол одним из самых коррумпированных видов спорта. И сохранению этой "коррупционной лакуны" способствует ФИФА, которая вчера решила запретить показ повторов спорных моментов на больших экранах стадионов во время матчей, чтобы не подвергать арбитров давлению со стороны трибун и футболистов. Хотя гораздо проще было бы избежать давления, отменив неправильное решение.