Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Ошибки арбитров на Чемпионате мира-2010 могут спровоцировать изменения в правилах футбола. Широко обсуждается возможность использования видеоповторов при спорных моментах с взятием ворот. Однако не меньшее влияние на будущее футбола может оказать изменение меры наказания за грубые ошибки судей.

На следующий день после скандальных матчей Германия-Англия и Аргентина-Мексика, где невнимательность рефери оказала влияние на исход матча, Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro) призвала ФИФА перестать игнорировать технический прогресс. По мнению организации, куда входят более 40 национальных профсоюзов футболистов, ФИФА должна либо внедрить технологию, позволяющую определять, пересек мяч линию ворот или нет, либо ввести видеоповторы.

Под этим заявлением готовы подписаться большинство футбольных специалистов. Например, главный тренер московского "Спартака" Валерий Карпин убежден, что такое решение не только исключило бы миллионы ошибок, но и времени "заняло бы вдвое меньше, чем на споры с арбитром".

В то же время вводить видеоповторы для определения положения "вне игры" и решения других спорных эпизодов эксперты считают нецелесообразным.

"Если камеры применять при определении положения "вне игры", то придется смотреть все эпизоды с офсайдами, а их за матч набирается 30-40. На каждый из них потребуется минута. Представляете, сколько времени на это уйдет? Необходимо готовить ассистентов-профессионалов", - убежден экс-президент Коллегии футбольных арбитров России Николай Левников.

Наконец, вчера президент ФИФА Зепп Блаттер, который до последнего времени отстаивал право судей на ошибку, отметил, что в свете случившегося было бы несправедливо не вернуться к обсуждению варианта использования электроники. "Сейчас, за несколько дней до завершения чемпионата, мы уже ничего не можем изменить. Но уже в июле мы соберемся, чтобы обсудить возможные варианты",— заявил Блаттер.

Девальвация справедливости

Тем временем все больше сомнений вызывает позиция Международной федерации футбола о неприкосновенности судей. Давно подмечено, что ФИФА и УЕФА слишком лояльно относятся к судьям, которые допускают грубые ошибки. Наиболее острый для России пример – судьба чешского рефери Вацлава Крондла.

В 1997 году обслуживая один из последних своих матчей – Болгария-Россия – он фактически своими руками закрыл шлагбаум на дороге сборной нашей страны на Чемпионат мира, не назначив как минимум три очевидных пенальти в ворота хозяев поля.

Крондл не только не понес никакого наказания, но и вскоре после этого занял пост инспектора судейского комитета ФИФА.

Очевидно, что зрители и футбольные власти оценивают работу судей по совершенно разным критериям. ФИФА почти не интересуют ошибки арбитров в игровых эпизодах. Отсутствие наказания футболистов за откидку мяча, розыгрыш штрафного удара без свистка, затяжку времени считается значительно большим проступком, чем ошибка в определении офсайда и взятии ворот.

Работу арбитра ФИФА оценивает по тому, контролировал ли он ход игры с первой и до последней минуты, не допустил ли драки на поле, тщательно ли выполнял предписания Международной федерации футбола. Можно сказать, что ФИФА не волнует понятие справедливости, в том числе и спортивной, - главное, повышенное общественное внимание к футболу, а для этого он быть ярким шоу.

Перевоспитание судей

Однако национальные футбольные союзы не всегда придерживаются лояльной политики ФИФА к деятельности судей. Арбитров отстраняют от работы, штрафуют и даже отправляют в лагеря за самые разные просчеты, как во время игры, так и в обычной жизни.

Впрочем, надо признать, что обычно к таким санкциям приводят выдающиеся случаи. Например, 5 июля 2008 года белорусский арбитр Сергей Шмолик во время матча национального первенства перестал бегать за футболистами и просто стоял, шатаясь, в центре поля, иногда демонстративно махая рукой болельщикам. После окончания матча, Шмолик даже не смог самостоятельно покинуть поле. В его крови нашли 2,6 промилле алкоголя (тяжёлая степень опьянения). Через месяц арбитра дисквалифицировали пожизненно.

Гораздо чаще недовольные судейством болельщики подозревают арбитра не в злоупотреблении горячительным напитками, а в нетрадиционной сексуальной ориентации. Удивительно, но именно этот факт стал причиной увольнения турецкого арбитра Халила Ибрагим Динкдага.

В течение тринадцати лет 33-летний арбитр судил матчи местной футбольной лиги, пока в мае прошлого года Динкдагу  не сообщили, что не станут больше продлевать его лицензию.

"Если толпа не согласна с решением судьи, она кричит ему: "П...к!" Да, я гомосексуалист", - признается Динкдаг, не сомневаясь, что именно в этом причина его проблем с трудоустройством.

По всей видимости, истинная причина увольнения арбитра в том, что он отказался служить в армии, сославшись на свою сексуальную ориентацию, которая в Турции считается болезнью – а именно "психосексуальным нарушением".

Впрочем, популярнейший футбольный комментатор Турции и бывший судья Эрман Тороглу озвучил иную версию причины отстранения Динкдага от судейства: "Я полагаю, рефери-гомосексуалисты будут охотно присуждать пенальти атлетически сложенным футболистам приятной наружности", – заявил Тороглу.

Радикальное решение "судейской проблемы" предложили китайские футбольные власти. Весной этого года в Поднебесной был создан специальный исправительный лагерь для борьбы с коррупцией в рядах футбольных чиновников и спортсменов: только за несколько последних месяцев по делу о коррупции в национальном футболе были арестованы более 20 китайцев.

Во время пребывания в лагере футбольным рефери будут читать лекции о "честном футболе" и напоминать основы профессиональной этики. По окончании лагерной смены всем им предстоит сдать экзамен и продемонстрировать степень усвоения пройденного материала.

Кнутом и пряником

Российские спортивные чиновники пока не отметились сколь-либо интересными инициативами по искоренению судейских ошибок. Однако и в нашей стране были отмечены неординарные способы наказания арбитров за провинности.

Так, в 2004 году в Санкт-Петербурге двое неизвестных избили известного футбольного арбитра Николая Иванова. Заметим, что годом ранее Иванов был отстранен от судейства до конца сезона. В мае 2001 года в собственном подъезде в Санкт-Петербурге был избит арбитр ФИФА Тарас Безубяк. Через два года он был отстранен от судейства за допущенные ошибки.

Несколько раз жертвой становился арбитр Юрий Чеботарев, причем  весной 1996 года после поражения "Динамо" от "Спартака-Алания" администрация "бело-голубых" и тогдашний президент клуба Николай Толстых пригласили арбитра в раздевалку "посмотреть в глаза ребятам". Чеботарев вышел оттуда с синяками на лице и разбитым носом.

Жертвами избиений становилось также множество других арбитров, причем как за плохое судейство, так и за отказ "правильно" отсудить матч. А Бразильское страховое общество и вовсе поставило футбольных рефери во главе списка наиболее опасных для жизни профессий.

К сожалению, более цивилизованной формы решения проблем с судейским произволом в России пока не найдено. Попытка гендиректора московского "Спартака" Сергея Шавло в 2006 году добиться уголовного преследования арбитра Павла Кулалаева за "убийство" "красно-белых" в матче с "Томью" окончилась безрезультатно. Не помогло даже письмо генпрокурору, направленное председателем комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаилом Гришанковым. Состава преступления найдено не было.

При таком положении вещей остается рассчитывать лишь на сознательность самих судей. Примером им может послужить случай, произошедший в аргентинском городе Пелварио. Когда рефери, несмотря на требования своих помощников, отказался отменить гол, забитый из явного положения "вне игры", лайнсменам пришлось применить силу прямо во время матча, чтобы заставить арбитра осознать свою ошибку.

Заменой насилию в деле возвращения верховенства справедливости в футбол может стать усиление позиций моральных категорий в спортивном сообществе (чему сейчас, очевидно, мешает ФИФА, позволяя судьям не комментировать свои решения). В этом деле нашим арбитрам и футболистам может помочь наметившаяся тенденция усиления влияния РПЦ в общественных институтах.

Спортивные и церковные функционеры могли бы внимательно изучить случай, произошедший в 1957 году в Германии. Когда за несколько секунд до завершения футбольного матча судья засчитал победный гол, не заметив, что нападающий подправил мяч рукой, местный священник вышел на поле, чтобы убедить победившую команду признаться в обмане. Футболисты покаялись, судья гол отменил, и встреча закончилась вничью.

Компенсации за ошибки судей

Надо заметить, что проблема ошибок судей касается не только футбола. По данным Верховного суда РФ, только по тем уголовным делам, которые дошли до высшей инстанции, в прошлом году судьи ошибались в 40% случаев. В нижестоящих судах статистика еще хуже, говорят юристы.

Как отмечают специалисты, множество ошибок судов повисает в воздухе, по той причине, что участники процесса не стремятся обжаловать судебные решения из-за отсутствия доверия к судебной системе.

Не сложно предположить, что в футбольном сообществе практическая неподсудность арбитров способствует росту числа их ошибок. Отсутствие жесткого контроля за деятельностью рефери ведет к их деградации.

При этом в нашей стране уже почти тридцать лет существует институт возмещения государством вреда, причиненного человеку незаконным уголовным преследованием. За ошибку судьи человек имеет полное право получить внушительную материальную компенсацию, в том числе и за моральный ущерб.

Логично предположить, что введение аналогичного института в футболе, будет стимулировать внимание организаций всех уровней к контролю качества работы судей, поскольку ошибки рефери будут расплачиваться не спортсмены и национальные союзы, как это происходит сейчас, а ФИФА.

Введению такого института может способствовать обычное судебное разбирательство, как это произошло в 1995 году с политикой клубных трансферов. Тогда иск Жана-Марка Босмана привел к тому, что футболистам позволили бесплатно переходить в любой клуб после истечения контракта.

Не следует думать, что ошибки спортивных арбитров безобидны и являются только лишь частью игры. Напомним, что именно ошибка судьи привела к травме российской бобслеистки Ирины Скворцовой, в результате которой 20-летняя девушка могла остаться парализованной.

Ошибки футбольных судей приводят не только к материальным потерям футбольных клубов и союзов, но и к ущербу здоровья болельщиков, смертям, а также провоцируют агрессию и различные формы насилия. Хочется надеяться, что иск к ФИФА будет подан раньше, чем очередной трагический случай вынудит Международную федерацию футбола пойти на попятную.