Необходимость остановить войну на востоке Украины – единственный тезис, в котором сходятся позиции лидеров России, Украины, ведущих европейских государств и США. Однако никакого реалистичного сценария решения этой проблемы в нескончаемой череде переговоров предложено до сих пор так и не было. На этот случай в мировой практике существует только один ответ: демаркационная/демилитаризованная линия/зона. Все идет к тому, что в ближайшие дни именно этот сценарий будет принят для спасения Украины.

Ранее сообщалось, что министры иностранных дел России, Украины, Франции и Германии уже договорились о создании демаркационной линии в Донбассе. Условная линия определит территории, из которых конфликтующие стороны отзовут тяжелое вооружение. Итогом последней встречи в рамках «нормандской четверки», по словам, французского президента Франсуа Олланда стал документ, предусматривающий создание на востоке Украины демилитаризованной зоны в 50-70 километров и широкую автономию для самопровозглашенных республик. Ранее мировые СМИ сообщали, что в плане есть положения о новой демаркационной линии и введении на территорию Украины миротворцев.

Обширный мировой опыт позволяет легко предсказать наиболее вероятные последствия такого решения.

Строительство стены

Создание демилитаризированной зоны почти обязательно подразумевает начало строительство укрепзаграждений. Если, конечно, конфликт не будет урегулирован в течение пары месяцев, что в случае Донбасса выглядит настолько же вероятным, как возвращение к исполнению президентских обязанностей Виктора Януковича.

Со времен правления Цинь Шихуанди чаще всего таким демаркационным укреплением становится стена. В настоящее время по всему миру существует более пятидесяти пограничных стен, совпадающих или нет с официальными границами государств: в частности, между Южной и Северной Кореей, между Израилем и Палестиной, Индией и Пакистаном, вокруг Саудовской Аравии и др.

Стена пересекает даже Сахару. Марокканскую стену, состоящую из 2575 км песчаных насыпей, бункеров и минных полей, начали строить еще в 1980 году, чтобы отгородиться от территорий, контролируемых сахарское национально-освободительным движением ПОЛИСАРИО. Как и в подавляющем большинстве других подобных случаев, после перемирия в 1991 году стену патрулируют обе стороны – т.е. стена не помогла стране вернуться к нормальной жизни, а перевела конфликт перманентно тлеющую стадию. Стена отрезает сахарских солдат и беженцев от их семей в Алжире и наносит ущерб сахарским кочевникам в этом регионе. Таким образом, снятие остроты конфликта с помощью разделительной линии, как и в большинстве других случаев, привело лишь к углублению проблемы.

Возможна ли, в принципе, линия без укрепзаграждений? Как показывает пример Израиля – вряд ли. «Зеленая линия» между Израилем и арабскими государствами была задумана примерно с той же целью и в тех же формулировках, что и нынешняя демаркационная линия между ДНР/ЛНР и Украиной. Однако соглашения о прекращении огня не мешали федаинам (фактически, группам террористов) преодолевать «Зеленую линию» с целью убийства израильтян. Согласно данным начальника израильского Генштаба Моше Даяна, с 1949 до середины 1954 года происходило в среднем тысяча в месяц таких случаев проникновения.

Израильская армия, в свою очередь, не смущаясь демилитаризованной зоной, совершала рейды на территории, контролируемые арабскими странами. Тель-Авивом такие атаки позиционировались как ответ на нападения с арабской стороны, однако, по мнению ООН, эти действия велись в нарушение соглашений о прекращении огня. Наиболее известен рейд в Кибию, в результате которого были убиты женщина и двое маленьких детей, а другие члены семьи получили ранения.

В конце концов, спустя почти полвека после проведения «Зеленой линии», пережив и другие попытки менее радикального отделения от арабских государств, Израиль также был вынужден начать строительство стены.

Не закрепленная стеной или другими укреплениями демилитаризованная линия часто лишь способствует беспрепятственному захвату территории одной из враждующих сторон. Как это произошло, например, на Кипре. В июле 1974 года турецкие военные воспользовались неудавшимся греко-киприотским переворотом в качестве предлога для развертывания «миротворческой операции», захватив примерно 8% территории острова. К тому времени столица Кипра была уже десять лет как была разделена «Зеленой линией» во избежание столкновений между христианами и мусульманами.

После этого турецкие войска продвинулись к буферной зоне ООН, которая была создана в 1964 году для прекращения огня. Отсутствие в этом месте боевой техники позволило туркам захватить еще 37% острова, превратив «Зеленую линию» спустя еще десять лет в разделительный барьер. После этого 200 тысяч греков-киприотов были изгнаны из северной (турецкой) части острова, а 60 тысяч турков-киприотов – с юга.

Ширма для агрессии

Впрочем, строительство стены, конечно, тоже не является панацеей. Более того, она способствует противоправному вмешательству в конфликт третьих сторон, подрывающих правовые основания для его урегулирования. Например, Кувейт еще в 1993 году под контролем Миссии наблюдателей от ООН начал строительство 193-х км пограничного ограждения от Ирака в демилитаризированной зоне. В 2004 году Кувейт объявил о строительстве дополнительного железного барьера вдоль границы. Однако в 2005 наблюдатели заметили, что Кувейт по поручению США создал в стене проходы, которые были достаточно большими, чтобы через них могли проехать танки.

ООН обвинила США в нарушении мандатов ООН против военной деятельности в демилитаризированной зоне, в то время как США оправдывали свои действия «предшествующим вторжением Ирака в Кувейт и возможными актами агрессии в будущем». Спустя несколько дней США вторглись в Ирак. Таким образом, демилитаризированная зона и стена лишь поспособствовали одностороннему началу войны, лишив Ирак возможности защитить свой суверенитет.

Демаркационные стены все более похожи на ширмы, позволяющую скрывать истинный масштаб потенциальной агрессии от противника, нежели на «подушку безопасности». Предпосылки для повторения кувейтского сценария созданы почти в каждой зоне, где была материализована демаркационная линия. Например, на Корейском полуострове, разделенном с 1953 года демилитаризованной зоной шириной в 4 км и длиной 241 км. В целях обеспечения безопасности, Южная Корея выстроила со своей стороны в 1977-1979 годах стену вдоль всей границы.

Однако, несмотря на то, что под стеной большей частью располагается гранитная порода, за полвека южнокорейским пограничникам удалось найти семнадцать подземных ходов, прорытых северянами. Очевидно, что в реальности их во много раз больше. Диаметры каждого из этих туннелей (2 и более метра) позволяют десятками тысячам северокорейских солдат в полной военной выкладке и с тяжёлым вооружением совершить за час марш-бросок и выйти на поверхность в 40-100 км от Сеула. По некоторым (найденным) туннелям даже может проехать танк. Таким образом, армия Северной Кореи благодаря южнокорейской стене готова в любой момент буквально из-под земли возникнуть в центре вражеской территории, что, конечно, мало способствует доверию и примирению сторон.

Так что, создание демилитаризированной зоны и строительство стены, действительно, помогло остановить боевые действия (в начале пятидесятых воюющие стороны были на грани применения ядерного оружия). Однако, избранная для этого жесткая форма, практически свела на нет возможности и стимулы для поиска дипломатических договоренностей для объединения страны.

Как показывает опыт последних пятидесяти лет, демаркационная линия – эффективный способ остановить боевую стадию конфликта, но ценой почти полного отказа от правовых и частично дипломатических инструментов. Нам не удалось найти ни одного примера, когда разделенные стеной стороны продолжили бы после этого спор на языке права.

Демаркационное право

Возможно, именно поэтому международные организации все чаще и громче осуждают строительство каких-либо физических препятствий между конфликтующими сторонами. Например, в июне 2013 года спецпредставитель генсекретаря НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азиии Джеймс Аппатурай назвал якобы замеченное наблюдателями возведение заграждений вдоль демаркационной линии между Грузией и Южной Осетией «нарушением международного законодательства и грубым нарушением прав на свободное передвижение».

А барьер на западном берегу Иордана стал причиной даже создания специального суда. Сначала в 2004 году постройка стены между Израилем и арабскими территориями привлекла внимание Международного суда. В переданном в ООН отчете, составленном консультативным комитетом, возведение заграждения было названо незаконным. Однако само решение этого суда не может быть признанно полностью законным без участия обеих сторон. Израиль же в этом деле участия не принимал.

Тем не менее, уже сам Израиль создал Высший суд для разбора палестинских претензий относительно барьера. И в том же 2004 году признал их обоснованность: руководствуясь гуманитарными соображениями, Израиль изменил маршрут барьера вокруг Иерусалима. Высший суд также вынес решение, что барьер не может быть использован в качестве политической границы.

За последующие годы состоялось еще множество разбирательств в этом суде. Результаты его работы выглядят амбивалентно. С одной стороны, отчеты показывают, что суд вынес много решений в пользу палестинцев, включая компенсации, перенесение сельскохозяйственных культур и даже отвод барьера. В то же время, согласно другим отчетам, Израиль перенаправил барьер, чтобы включить поселения за счет палестинских территорий.

Таким образом, выход из ультиматума «стена или право» возможен. Главное, не стоит чрезмерно рассчитывать на действенность в этом вопросе имеющихся в наличии международных организаций. В случае создания демилитаризованной зоны и, возможно, стены или другой границы, наиболее эффективным может оказаться создание специального суда или некоего комитета для разбора восточно-украинской проблемы.

Легитимация непризнанных

Особый интерес вызывает легитимация территорий, которые в свое время были отделены временной границей (такой как демаркационная линия), однако не признаны международным сообществом.

На первый взгляд, подобная ситуация выглядит безнадежной. На ум приходят такие территории, шансы на признание которых в обозримом будущем выглядят невероятно, как Северный Кипр, Нагорный Карабах, Приднестровье… Однако, как показывает история, при должном терпении, спокойствии и уверенности в своей правоте невозможное тоже возможно.

Так, например, почти целый век Великобритания не признавала Тибет частью Китая. Началом истории, с правовой точки зрения, можно считать дату проведения Линии Мак-Магона в 1914 году – граница, созданная соглашением между Великобританией и Тибетом, как часть Симлской конвенции. Эта линия признается как Индией, так и правительством Далай-Ламы в изгнании, в качестве государственной границы. Однако  Китай считает, что Тибет не имел суверенитета, и, следовательно, не имел права заключать соглашения, поэтому не признает Симлскую конвенцию и на своих картах помечает территорию к югу от линии Мак-Магона как принадлежащую своему Тибетскому автономному району.

Этот участок гор площадью 150 тысяч км.кв. даже стал причиной Китайско-индийской пограничной войны 1962 года. Вполне логично, что инициатор соглашения в Симле – Великобритания – до 2008 года опиралась именно на него в вопросах взаимоотношений между Китаем и Тибетом. Англия признавала, что у Китая было сюзеренство над Тибетом, однако у Тибета еще оставался небольшой суверенитет для заключения соглашения. Как вдруг 29 октября 2008 года, Великобритания, неожиданно решила пересмотреть свои взгляды – и без какого-либо заметного внешнего повода признала Тибет частью Китая.

Впрочем, до успешного окончания этой истории еще далеко. Дело в том, что Линия Мак-Магона получила в качестве «линии фактического контроля» юридическое признание в китайско-индийских соглашениях, подписанных в 1993 и 1996 годах. В соглашении 1996 года указывалось: «ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля». Однако неожиданное решение Великобритании теоретически может придать решимости Китаю по возвращению «своей» территории. Вероятно, именно этим можно объяснить обсуждение индийскими властями в 2011 году планов разместить танки Т-72 вдоль участка демаркационной линии с Китаем в Гималаях и границы с Пакистаном.

***

Таким образом, единственный рецепт, который нам дает мировая история демаркационных линий – это отсутствие каких-либо гарантированно успешных рецептов.

Даже если в Украине будет создана стабильная демилитаризованная зона, очевидно, она не сможет привести к полному урегулированию конфликта. Эффективно функционировать линия примирения может только при поддержке специально созданного правового независимого института для подробного разбора спорных разборов. Причем от оперативности его создания, как показывает мировой опыт, напрямую зависит жизнеспособность его решений.