МОСКВА, 29 апр - РАПСИ. Коллегия присяжных Мосгорсуда поздним вечером в четверг с перевесом в один голос установила, что убийство адвоката Станислава Маркелова зимой 2009 года совершили основатель журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка правозащитного центра "Русский вердикт" Евгения Хасис.

При ответе на ключевой вопрос - о том, доказано ли, что убийство Маркелова совершил Тихонов совместно с Хасис и неустановленными лицами, семь присяжных ответили утвердительно, а пять - отрицательно. Согласно закону, при равном распределении голосов 12 членов коллегии ответ трактуется в пользу подсудимого.

Распределение голосов при ответе на второй вопрос прошло по грани, отделяющей оправдание от признания вины подсудимых в главном инкриминируемом им преступлении. Тем самым скандальный выход из состава коллегии на завершающей стадии процесса Анны Добрачевой, заявившей о давлении на нее с целью вынесения обвинительного вердикта, мог стать судьбоносным для подсудимых.

Мотивы и версии

Сразу после убийства адвоката Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой 19 января 2009 года общественность, СМИ и следствие, как явствовало из сообщений источников в правоохранительных органах, рассматривали несколько основных версий преступления, напрямую связанных с профессиональной деятельностью убитого. Гибель Бабуровой оценивалась как незапланированная самим убийцей случайность. В окончательную версию обвинения легло то утверждение, что Тихонов застрелил девушку, боясь быть ею опознанным.

В ходе процесса, занявшего три с половиной месяца, защита неоднократно пыталась указать на недостаточную работу следствия по отработке "чеченского", "химкинского", "благовещенского" и других "следов", ведущих к участию Маркелова в громких процессах.

"Проще всего было свалить вину на кучку дворовых гопников, которых принято называть националистами и вешать на них всех собак", - заявлял адвокат Тихонова Александр Васильев.

Именно "националистический след" в убийстве Маркелова рассматривался следствием как основной, а уже в апреле 2009 года был определен и подозреваемый - разыскиваемый по делу об убийстве антифашиста Александра Рюхина радикальный националист Никита Тихонов. Адвокат Маркелов, объясняло гособвинение в суде, представлял интересы родственников убитого в драке антифашиста, и именно он добился объявления Тихонова и его друга Александра Паринова в розыск по данному делу.

Прокуратура считала, что у живущего на нелегальном положении Тихонова были все основания мстить Маркелову, однако не только за себя, но и за все неонацистское движение, которому известный своими левыми взглядами адвокат пытался противостоять.

О личности

Слова адвоката Васильева о том, что вину за убийство Маркелова "свалили на дворовых гопников", конечно, лукавы. Отец Никиты Тихонова - в прошлом офицер Службы внешней разведки (СВР), служивший на Ближнем Востоке. Сам подсудимый окончил Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и среди своих однокашников запомнился как человек рассудительный и творческий. По воспоминаниям товарищей, Тихонов посвятил дипломное исследование проблеме геноцида русскоязычного населения в Чечне в 1990-е годы, специализируясь у известного своими правыми взглядами профессора Александра Вдовина.

Следствие же утверждает, что уже в университете Тихонов присоединился к ультраправому движению и начал принимать участие в драках с националистическим подтекстом. Именно в результате одной из таких драк в 2006 году был убит антифашист Рюхин. В совершении преступления при активном влиянии Маркелова на следствие обвинили Тихонова, и это, утверждает сторона обвинения, запустило всю остальную цепочку событий вплоть до обвинительного вердикта коллегии присяжных.

Сухие факты

Заседание в четверг было открыто председательствующим по делу Александром Замашнюком с обобщения исследованных доказательств. Присяжными более чем за два месяца заседаний были заслушаны около 20 свидетелей, исследованы вещественные доказательства, прослушаны аудиозаписи разговоров подсудимых и записи скрытых камер, установленных у них в квартире.

Двое очевидцев убийства опознали в Тихонове преступника. Один свидетель опознал в Хасис "симпатичную" девушку, которая "вела себя странно", стоя через дорогу от места убийства. Из данных "прослушки" следует, что Тихонов и Хасис обсуждали убийство Маркелова, ожидая, что могут попасть в поле зрения правоохранительных органов как подозреваемые в его совершении, и на этот случай собирались дать вооруженный отпор.

Правоохранительные органы обнаружили в съемной квартире подсудимых орудие убийства - "Браунинг" 1910 года сборки. Также при обыске был найден впечатляющий арсенал стрелкового оружия и боеприпасов, взрывчатые вещества и поддельные документы. Лидер националистической группировки "Кровь и Честь" Сергей Голубев по прозвищу "Опер" сообщил в свидетельских показаниях в суде, что Тихонов был сторонником наращивания террора против лидеров антифашистского движения и чиновников для последующего захвата власти.

Лидер легальной националистической организации "Русский образ" Илья Горячев в показаниях на стадии следствия возложил вину за убийство Маркелова на Тихонова и Хасис. После начала судебных слушаний Горячев распространил заявление о якобы имевших место фактах давления на него со стороны следствия и под этим предлогом отказался от своих показаний. Тихонов же в суде возложил на Горячева вину за хранение пистолета Браунинга, из которого были застрелены Маркелов и Бабурова.

Подсудимый утверждал, что орудие убийства ему за две недели до задержания и спустя восемь месяцев после совершения преступления передал именно Горячев. Суд не смог проверить этот факт, так как Горячев на допрос не явился.

Без снисхождения

Тихонов и Хасис отрицали вину в убийстве Маркелова.

"Я невиновен в убийстве, но я не невинная овечка - я торговал оружием и пользовался поддельными документами, потому что находился на нелегальном положении и вынужден был это делать", - говорил Тихонов в суде.

Расчет защиты при благоприятном мнении присяжных состоял в полном оправдании Хасис и осуждении Тихонова со снисхождением за незаконный оборот оружия. Однако присяжные не сочли подсудимых достойными снисхождения ни по одному пункту обвинения, в то же время признав их виновными во всех инкриминируемых преступлениях.

Восемью голосами против четырех присяжные сочли Тихонова виновным в убийстве журналистки Бабуровой. Виновными и не заслуживающими снисхождения заседатели сочли подсудимых по обвинению в незаконном обороте оружия, а Тихонова еще и в использовании поддельных документов.

При всей суровости решения присяжных, именно ответ на второй вопрос о причастности подсудимых к убийству Маркелова сделал вердикт обвинительным. В то же время, одного голоса Тихонову и Хасис, которые слушали вердикт обнявшись, не хватило для оправдания.

Несомненно, обжаловать

Гособвинение осталось удовлетворено выводами присяжных.

"Вердикт справедливый, вынесен в соответствии с законом и собранными доказательствами", - сказал прокурор Борис Локтионов.

Аналогичную позицию занял брат убитого адвоката Михаил Маркелов. Он отметил "небольшой разброс голосов", что, на его взгляд, свидетельствует о справедливости вынесенного решения.

Представитель семьи Бабуровых Владимир Жеребенков в свою очередь приветствовал вердикт из Китая, куда отправился накануне на отдых.

Известный адвокат заявил, что вердикт в отношении Тихонова и Хасис - "это еще один аргумент в пользу института суда присяжных".

Мнение Жеребенкова может быть оспорено фактами, которых он, не присутствуя на оглашении вердикта, не мог знать. После первой попытки присяжных огласить вердикт председательствующий по делу Александр Замашнюк вернул коллегию на его доработку из-за многочисленных нарушений при оформлении ответов. Так, присяжные не дали ответы на ряд вопросов, не указали результаты голосования по некоторым пунктам, а также совершили другие технические нарушения.

В принятой судом версии вердикта также повреждена логика: только семь присяжных сочли Тихонова и Хасис причастными к убийству Маркелова, однако уже восемь членов коллегии решили, что они виновны. Из этого следует, что в коллегии был, по крайней мере, один заседатель, который посчитал недоказанной причастность подсудимых к убийству, но все равно проголосовал за признание их вины.

"Я не вижу здесь нарушения логики, вердикт вынесен, и мы не имеем право обсуждать его по существу", - прокомментировал приведенный казус гособвинитель Локтионов.

Защита подсудимых, напротив, уже заявила о решении обжаловать будущий приговор суда как незаконный.

До удаления на вынесение приговора суду еще предстоит 5 мая обсудить последствия вердикта, и в рамках этой процедуры гособвинение получит возможность попросить о назначении конкретных сроков для подсудимых. Согласно действующему закону и с учетом вердикта, Тихонову может грозить пожизненное заключение.