Анна Шубина, РАПСИ

Прокурор просит суд приговорить уроженца Нальчика Аслана Черкесова, которого присяжные признали виновным в убийстве футбольного болельщика Егора Свиридова, к 23 годам заключения, еще пятерых участников драки, обвиняемых в хулиганстве и нанесении легкого вреда здоровью, - к восьми годам лишения свободы. Подсудимые и их защитники считают требуемое наказание чрезмерно жестоким. Свое решение на основании вердикта присяжных судья огласит 28 октября.

Свиридов был убит из травматического пистолета в ночь на 6 декабря 2010 года в Москве во время драки. Преступление вызвало большой общественный резонанс. Недовольство было связано с тем, что некоторых подозреваемых поначалу отпустили. Акция в память убитого болельщика переросла в беспорядки на Манежной площади 11 декабря 2010 года.

Коллегия присяжных Мосгорсуда 20 октября вынесла обвинительный вердикт Черкесову, признав его виновным в умышленном убийстве и не заслуживающим снисхождения, также присяжные признали виновными и остальных фигурантов дела.

Приговоры и характеристики

В ходе обсуждения юридических последствий вердикта участники процесса могут исследовать данные, характеризующие личность подсудимых, поскольку ранее в присутствии коллегии присяжных эта информация разглашаться не могла. На заседании были заслушаны приговоры, вынесенные в отношении Черкесова, постановления о возбуждении в отношении него уголовных дел, а также справки из психоневрологических и наркологических диспансеров, характеристики от участковых и с места жительства, а также справки из МВД.

Прокурор Мария Семененко начала свое выступление на данной стадии процесса с оглашения документов о возбуждении уголовных дел в отношении главного фигуранта дела и решений судов по ним. По данным обвинения, все преступления были совершены в Нальчике, однако из пяти уголовных дел только четыре дошли до суда, а обвинительным приговором завершилось только одно.

Как отметила прокурор Мария Семененко, первое уголовное дело в отношении Черкесова было возбуждено в 2002 году, когда он еще был несовершеннолетним. По данным следствия, тогда Черкесов взломал автомобиль и попытался украсть из него магнитолу, но был задержан на месте. Дело было прекращено прокурором, поскольку потерпевший заявил, что магнитола уже старая и стоит недорого, а при незначительном ущербе следует только административная ответственность, а не уголовная.

В 2003 году Черкесов привлекался за избиение несовершеннолетней девушки, которую он толкнул, а когда она упала, ударил по лицу.

Данное уголовное дело было прекращено в связи с примирением сторон. Прокурор также добавила, что в октябре 2007 года Черкесов вместе с тремя соучастниками угнал машину, намереваясь затем продать ее. Суд признал его виновным и приговорил к штрафу в размере 15 тысяч рублей.

Семененко добавила, что еще два дела в отношении Черкесова, по которым он обвинялся в избиении, в 2009 году были также прекращены в связи с примирением сторон.

После этого ее коллега Антон Щербаков зачитал характеристики на остальных подсудимых, выданные им по месту жительства. Односельчане отмечают, что ни один из подсудимых ранее не был замечен в нарушении общественного порядка, норм морали, все они были трудолюбивы, относились к старшим с уважением и проявляли себя только с лучшей стороны. В характеристиках отмечается, что они были общительны, имели много друзей, пользовались уважением среди сверстников. Про Наримана Исмаилова и Хасана Ибрагимова администрация их сел рассказала, что они были "политически грамотны и морально устойчивы и принимали активное участие в общественной жизни села".Односельчане Артура Арсибиева не верят, что он виновен в произошедшей драке. Они утверждают, что он мог заступиться за кого-то, кто нуждался в помощи, он никогда не мог пройти мимо, когда несколько человек избивали кого-то.

После этого защитники подсудимых также представили ряд положительных характеристик, в частности, с места работы обвиняемых.

Прокурор требует оплатить лечение

Также прокурор Щербаков заявил к подсудимым иски от лица государства в интересах Департамента здравоохранения Москвы и столичного отделения Фонда обязательного медицинского страхования. Он потребовал взыскать с фигурантов дела средства, потраченные на лечение пострадавших. Прокурор отметил, что после драки потерпевшие были вынуждены обратиться в медучреждения, где им была оказана помощь, при этом общая стоимость лечения составила более 30 тысяч рублей.

Защита подсудимых возражала против удовлетворения исков и просила передать их для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Решение суда о дальнейшей судьбе этих исков будет озвучено в приговоре.

Вдова Свиридова Яна Фалалеева, а также другие потерпевшие не стали выступать на стадии обсуждения вердикта. Они не заявили гражданских исков о возмещении вреда и не высказали свою точку зрения на наказание, хотя закон предоставляет им такое право.

Закон суров

После этого Семененко назвала наказание, которое считает справедливым для подсудимых. "Прошу назначить Черкесову наказание в виде 23 лет лишения свободы в колонии строгого режима, а также дополнительное наказание в виде двух лет ограничения свободы", - сказала прокурор.

Она уточнила, что за убийство Свиридова просит приговорить Черкесова к 18 годам заключения, за покушение на убийство друга болельщика Сергея Гаспаряна - к 13 годам, за хулиганство - к шести с половиной годам, за грабеж к трем с половиной годам, а за нанесение легкого вреда здоровью других потерпевших - к полутора годам лишения свободы. В итоге по совокупности преступлений прокурор попросила суд приговорить Черкесова к 23 годам заключения и двум годам ограничения свободы. Максимальное наказание по инкриминируемым ему статьям составляет пожизненное лишение свободы.

Остальных подсудимых прокурор просила приговорить к восьми годам колонии общего режима по совокупности статей о хулиганстве и нанесении легкого вреда здоровью.

Национальный вопрос

Обвиняемые и их адвокаты посчитали запрошенное наказание чрезмерно жестоким и несправедливым. Адвокат Черкесова Дмитрий Панков просил переквалифицировать обвинение на более мягкую статью 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) и назначить более мягкое наказание, учитывая положительные характеристики подзащитного и наличие у него несовершеннолетнего ребенка. Адвокаты остальных фигурантов дела также просили суд не назначать им суровое наказание.

Защитники обратили внимание суда на ряд смягчающих обстоятельств - признание вины, положительные характеристики, отсутствие судимостей у всех обвиняемых, кроме Черкесова.

Главный фигурант дела заявил, что хотел бы выразить соболезнования матери Свиридова, подчеркнув, что не хотел никого убивать. "Кому-то за убийство дают меньше, а мне за самооборону просят 23 года. Я считаю это чрезмерно суровым, они пытаются поставить крест на моей жизни, на жизни моего ребенка и моей семье", - отметил он.

Еще один обвиняемый - Рамзан Утарбиев - отметил в суде, что фигуранты этого дела - "первые люди в России, которым по статьям о хулиганстве попросили восемь лет заключения". Он добавил, что оказался за решеткой только потому, что заступился за друзей и снова поступил бы также, если бы ситуация повторилась.

Подсудимый Нариман Исмаилов в своем последнем слове пояснил, что нанес легкий вред здоровью из-за того, что один из потерпевших оскорбил его мать, "а из него сделали какого-то монстра, зверя". Он добавил, что восемь лет - слишком долгий срок - за это время он бы, по его словам, успел жениться и его ребенок мог бы пойти в первый класс.

Остальные подсудимые не стали выступать с последним словом, пояснив, что им нечего сказать суду.

Адвокат одного из подсудимых отметил, что у него сложилось впечатление, что "мы наказываем ребят за то, что они кавказцы". "Когда обвинение говорило, что лица кавказской национальности избивали русских ребят, я понял, что их учесть предрешена", - сказал он, добавив, что в данном случае решение положиться на суд народа было ошибочным.

Запрошенное прокурором наказание также вызвало возмущение и у родственников подсудимых, которых на заседании пришло несколько десятков. Они публично выражали свое мнение о представителях обвинения, в результате чего судья вынужден был сделать ряд замечаний.

После окончания заседания они пытались подбодрить фигурантов дела. Мать одного из них отметила, что "такое впечатление, что судят германцев, а не граждан России".

Между тем на лицах друзей потерпевших, которые пришли на заседание, не было заметно сочувствия к подсудимым.

Выслушав мнения сторон, судья Андрей Расновский удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Он пояснил, что огласит его в пятницу 28 октября в 11.00.

Беспорядки на Манежной площади

Свиридов был убит выстрелом из травматического пистолета в ночь на 6 декабря 2010 года на Кронштадтском бульваре в Москве во время драки. Преступление вызвало большой общественный резонанс. Недовольство было связано с тем, что нескольких задержанных сначала отпустили. Впоследствии на Манежной площади в центре столицы произошли беспорядки, в которых приняли участие более 5 тысяч футбольных болельщиков и националистов.

По обвинению в организации массовых беспорядков на скамье подсудимых в Тверском суде Москвы находятся пять человек, которым инкриминируется призыв к массовым беспорядкам, хулиганство, возбуждение ненависти или вражды, применение насилия в отношении представителя власти и вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Во вторник по данному уголовному делу также прошли прения сторон. В ходе заседания прокурор попросил суд приговорить обвиняемых к заключению на сроки от четырех до восьми лет. Приговор по этому делу будет оглашен 27 октября.