Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Госдума 23 марта приняла в первом чтении проект федерального закона "О порядке отбывания административного ареста", регламентирующего процедуру и условия отсидки знаменитых 15 суток гражданами, уличенными властями в не самых страшных нарушениях закона, за которыми еще с советских времен закрепилась репутация "алкоголиков, тунеядцев и хулиганов", а с недавних пор – и "несогласных".

Документ был подготовлен правительством РФ. В первую очередь - для того, чтобы привести практику применения данного вида наказания в соответствие с Конституцией РФ. Согласно части 3 статьи 55 Основного закона, "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом". Однако до сих пор положение людей, наказанных административным арестом, который, совершенно очевидно, ограничивает те самые права и свободы, определялось лишь постановлением Правительства РФ, и нормативными документами ряда ведомств, в первую очередь, МВД РФ. То есть, фактически, получается, что эта мера наказания применялась и продолжает применяться не совсем законно.

Помимо сугубо формальной стороны дела, законопроект не только детально описывает права и обязанности как самих арестантов, так и их стражей, но и призван привести условия пребывания граждан в "каталажке" в соответствие с международными нормами. На деле их положение по многим параметрам нередко пока хуже, чем даже обвиняемых в тяжких преступлениях, находящихся под арестом в следственных изоляторах.

Комментарий МВД РФ:

"По состоянию на 1 марта 2012 года на территории РФ функционировало 214 спецприемников для административно-арестованных (в 2011 году их было 204) с общим количеством камер – 1691  и койко-мест -- 7178. В территориальных органах МВД РФ, при которых спецприемники не созданы, арестованные в административном порядке содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) отдельно от подозреваемых и обвиняемых. Отсутствуют спецприемники в 8 субъектах РФ – республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Амурская и Мурманская области, Ненецкий и Чукотский автономный округа.

Законопроект непосредственно не предусматривает создание новых мест отбывания административного ареста. Вместе с тем, существующие на сегодняшний день спецприемники не обеспечивают в полной мере органы внутренних дел их необходимым количеством и условиями содержания административно-арестованных. В настоящее время основными проблемными вопросами является отсутствие в ряде субъектов РФ спецприемников, их недостаточное материально-техническое оснащение, лицензирование оказания медицинских услуг".

"Содержатся в закрытых на замки камерах"

Постановление Правительства РФ №726 от 2 октября 2002 года, которым было утверждено действующее на данный момент "Положение об отбывании административного наказания", - документ предельно лапидарный. Он состоит всего из 15 пунктов и занимает неполные две страницы печатного текста.

Алгоритм и условия пребывания под стражей в подведомственных МВД специальных приемниках для административно-арестованных прописан в Положении лишь в общих чертах. При поступлении туда граждане "подлежат дактилоскопированию и фотографированию", "проходят первичный медицинский осмотр", а затем "содержатся в закрытых на замки камерах" вплоть до освобождения, при котором им выдается справка, подтверждающая факт нахождения в заведении.

Про бытовые условия сказано не намного больше – обитатели спецприемников "обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна)", причем, без указания, сколько часов на этот сон им полагается и в какое время суток; абстрактно обеспечиваются питанием согласно порядку, установленному главой МВД. Также им разрешено получать передачи и выходить на прогулку "в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории", но без указания, как часто - то ли раз в день, то ли вообще за все время пребывания под арестом.

С правами и обязанностями попавших под административный арест граждан еще проще. Обязанность у них, согласно Положению, всего одна – "выполнять требования режима содержания". А прав и свобод формально столько же, сколько у всех граждан РФ, "с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ", которого, на самом деле, на этот счет практически нет. Лишь в самом Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) РФ, которым и предусмотрен такой вид наказания, как административный арест, сказано, что оно заключается в содержании "под стражей, в месте, определяемом органами внутренних дел", и при его исполнении "осуществляется личный досмотр".

Подробно правила и условия пребывания под административным арестом изложены в ряде ведомственных документов, в том числе, "Правилах внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке", утвержденных приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года. Однако они предусматривают весьма жесткий режим пребывания в этих заведениях. Так, например, в отличие от обвиняемых в уголовных преступлениях, административным арестантам не полагаются свидания с родственниками и адвокатами, предоставляется право всего на один трехминутный разговор по телефону за все время пребывания в спецприемнике. А администрация такого заведения даже не обязана извещать о поступлении нового "клиента" родственников. Эта обязанность возлагается на абстрактных сотрудников ОВД, на территории которого было совершено правонарушение.  Что касается прав и бытовых условий арестованных, то в Правилах они хоть и прописаны довольно подробно – вплоть до права получать и читать газеты и журналы, пользоваться настольными играми и слушать радио, но без особых стимулов к их неукоснительному соблюдению. Для должностных лиц нарушение Правил грозит лишь дисциплинарной ответственностью.

В результате, по словам многих прошедших через спецприемники граждан, на практике пребывание их там не очень соответствовало прописанным МВД правилам и даже тем немногим требованиям, что указаны в утвержденном правительством Положении "Об отбывании административного ареста". Кого-то не выводили гулять, кого-то не кормили и т.д. И само наказание сводилось к бессмысленному и бездельному сидению за закрытой дверью в обшарпанных комнатах, иногда без всяких удобств, с клопами и тараканами, за долгими беседами с собратьями по несчастью.

В силу того, что все "прелести" административного ареста люди могут испытать на себе не более 15 суток (а многим провинившимся суды дают и того меньше), жалуются на нарушение их прав посетители спецприемников куда реже, чем обитатели исправительных колоний и следственных изоляторов. Обычно пытаются обжаловать обоснованность самого ареста. Хотя бывали случаи, когда судились и из-за условий содержания. Несколько подобных жалоб даже доходили до Верховного суда РФ. Однако ведется ли кем-либо системный анализ состояния дел с правами человека в спецприемниках для административно-арестованных, выяснить не удалось. В частности, в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ на просьбу РАПСИ поделиться информацией на этот счет помочь ничем не смогли.

Хотя региональные омбудсмены в своих докладах часто упоминают эту тему (см. справку ниже).

Комментарий МВД РФ:

"В 2011 году в РФ судами за совершение административных нарушений наказание в виде административного ареста было применено в отношении 883 208 человек.

Из них в спецприемниках содержались 427 061, в ИВС – 456 147 человек.

Последние годы число лиц, содержащихся в спецприемниках, снижается. В 2010 году в них побывало 427 061 человек, в 2010 – 481 498, в 2008 – 541 079 человек.

Среднесуточная наполняемость спецприемников составила в 2011 год 5507 человек ( в 2008 – 5647 человек).

В Москве функционирует два спецприемника, рассчитанных на 110 мест. В 2011 году в них отбыли административный арест 4991 человек.

В 2011 году каких-либо обращений от руководителей региональных общественных комиссий, касающихся нарушений прав и свобод лиц, содержащихся в спецприемниках, в МВД России не поступало".

Гарантии отдыха, безопасности и тайны переписки

Рассмотренный Госдумой законопроект не только гарантирует попавшим под административный арест гражданам самые элементарные бытовые удобства и права, которые до сих пор продекларированы только в нормативных документах, но и значительно их расширяет. Так, помимо обязательного восьмичасового сна именно в ночное время, трехразового питания и прочих простых радостей жизни, им должно полагаться свидание с родственниками (правда, только одно за все время пребывания под арестом). С адвокатом же арестованные смогут видеться сколько угодно раз, при продолжительности каждой встречи не более двух часов. Кроме того, им будет позволено один раз в день говорить по телефону (правда, за свой счет и не более 15 минут). При этом закон гарантирует даже тайну таких переговоров и переписки.

"Жилой площади" административно-арестованным законом выделяется столько же, сколько и находящимся в СИЗО – не менее 4 кв. м. на каждого. Но при этом законопроект, по крайней мере, в теории, дает возможность смягчения режима содержания граждан в специальных приемниках. Если сейчас, как уже говорилось, согласно действующему "Положению об отбывании административного ареста", граждане находятся "в закрытых на замки камерах", то на будущее уже само понятие "камеры" решено не использовать. Под административным арестом предполагается понимать нахождение "в условиях изоляции от общества в общих или одиночных помещениях". Очевидно, что под "общим помещением" может пониматься не только закрытая на замок камера, но и какая-то часть всего спецприемника, внутри которой могут быть открыты двери между разными комнатами и камерами. Так что, в принципе, у арестантов может появиться больше свободы передвижения. Но, очевидно, решение этого вопроса останется на усмотрение руководства МВД или отдельных конкретных специализированных учреждений.

В "одиночку" при этом попасть можно будет только в определенных случаях – при отсутствии других арестованных; для обеспечения безопасности одного арестованного или его соседей (очевидно, имеется в виду разрешение таким способом конфликтов между арестантами), либо просто по собственному желанию.

Повседневная жизнь обитателей спецприемников, согласно законопроекту, с учетом его требований, по-прежнему будет регламентироваться МВД РФ, которое должно составить Правила внутреннего распорядка таких заведений. Однако их написание не отдается полностью на ведомственный откуп. Утверждаться Правила будут по согласованию с Генеральным прокурором РФ.

Последний факт, очевидно, должно послужить дополнительной гарантией от чиновничьего произвола и глупости.

Комментарий МВД РФ:

"По содержанию законопроект значительно отличается от положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года №726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста", направлен на расширение прав лиц, подвергнутых административному аресту, и отвечает современной концепции гуманизации условий содержания под стражей и отбывания наказания.

В тексте законопроекта не употребляются такие термины, как "арестованные", "камеры", "спецприемники", "освобождение", которые заменены на выражения, содержащие более гуманный подход к регулированию указанной сферы деятельности, а именно "лица, подвергнутые административному аресту", "места и помещения отбывания административного ареста", "прекращение отбывания административного ареста". Перечень прав указанных лиц намного расширен по сравнению с действующим Положением".

Тараканы законов не боятся

Вступление в действие данного закона, конечно, принципиально жизнь арестантов  в спецприемниках не изменит. Ни через день, ни, наверное, даже через год. Безусловно, они получат некоторые новые привилегии – возможность видеться с родственниками и адвокатами, звонить по телефону. Но само пребывание в таких заведениях комфортнее вряд ли станет. Тараканы не вымрут, чистое белье не свалится с неба, камеры не обретут уюта и соответствующих санитарным нормам вентиляции и сантехнического оборудования, казенная еда не изменит вкуса. Исправить ситуацию способно лишь значительное увеличение финансирования. Но такие вопросы, ясное дело, могут решаться годами.

Тем не менее, закон может стать серьезным стимулом для наведения порядка в спецприемниках. После его принятия побывавшие под административным арестом граждане получат возможность через суд добиваться компенсаций за нарушение их теперь уже законных прав. И, рано или поздно, властям придется выбирать – либо без конца возмещать ущерб за тараканов и отсутствие белья (а особо упертые сутяжники, которые этого потребуют, наверняка найдутся), либо приводить эти заведения в надлежащий вид.

Комментарий МВД РФ:

"В целях обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, а также соблюдения прав лиц, подвергнутых административному аресту, улучшения условий их содержания, необходимо дополнительное создание спецприемников. С учетом представленных территориальными органами МВД России сведений, проведенных расчетов и обоснований МВД России планируется строительство 46 новых и реконструкция 10 действующих объектов. Для реализации этих целей потребуется около 3 млрд. руб. на 2013 и последующие два года. Также планируется создание спецприемников в результате перепрофилирования 72 объектов, находящихся на балансе территориальных органов МВД".

"Ничего страшного там не было"

Впечатлениями от пребывания в специальных приемниках с РАПСИ поделились те, кому довелось в последние годы отбывать административный арест, а также правозащитники:

Лев Пономарев, лидер движения "За права человека" (в августе 2010 года в возрасте 68 лет провел трое суток под административным арестом в спецприемнике №1 ГУВД Москвы на Симферопольском бульваре):

"Ничего страшного там не было. Пообщался с местной публикой, это было интересно. Условия в спецприемнике на Симферопольском бульваре, в котором я находился, конечно, убогие. Спальное место, как полагается, предоставили, но постель поначалу оказалась устрашающая. Хотя, вскоре сами сотрудники приемника ее поменяли на более-менее нормальную – как "политическому". Кормили, как положено, три раза, но еда была отвратительной.  К тому же, на кухне работал один из арестованных, что, разумеется, недопустимо. Кто знает, какие у него санитарные справки есть, что он умеет. В основном, конечно, все жили там за счет продуктов, которые передавали родственники и близкие. Никаких особых претензий к руководству и сотрудникам спецприемника у меня не было. Сначала не разрешали встретиться с близкими. Мол, не положено. Но, очевидно, они сами понимают, что все эти запреты незаконны, и потом все же свидание разрешили".

Анна Каретникова, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы:

"Как член комиссии я курирую специальный приемник для административно-арестованных №1, расположенный на Симферопольском бульваре, и мы регулярно, иногда по несколько раз в месяц, посещаем его с инспекциями.

В целом условия пребывания там для арестованных более-менее демократичные, хотя в бытовом плане, конечно, далеки от идеала. Перенаселенности там последнее время мы не наблюдали, обычно места всем хватает. Но в последний наш визит обнаружилось, что арестованным не выдается постельное белье, только одни одеяла. Администрация объяснила это тем, что имеющееся в наличии белье отправили в стирку, а денег на запасные комплекты нет. Жаловались арестованные и на еду – всегда холодная. Администрация нам объяснила, что у них возникли проблемы с плитой, но вопрос о покупке новой уже вроде решен.

В камерах полно тараканов. Администрация жалуется, что никак не может освободить на день-два помещения от арестованных, которых постоянно присылают суды, чтобы  провести дезинсекцию. Медицинское обслуживание представлено в спецприемнике пожилой женщиной-фельдшером, которая может смерить кровяное давление, оказать элементарную медпомощь и провести осмотр. Впрочем, по жалобам администрация, по словам арестованных, сразу вызывает "Скорую помощь". Гулять арестантов выводят каждый день, но прогулкой это назвать сложно – так, дышат воздухом в узком "каменном мешке". О серьезных конфликтах с сотрудниками спецприемника никто мне не рассказывал, хотя, как и в прочих таких заведениях, обитатели делят смены на "хорошие" и "плохие". Одни строже блюдут режим и инструкции, мыться водят лишь раз в неделю, не разрешают звонить по телефону родственникам, другие готовы откликнуться на просьбы. По желанию арестованных администрация может их задействовать на каких-то работах – мести метлой территорию или что, но большинство отказываются, сидят просто без дела в камерах".

Борис Немцов, сопредседатель Объединенного демократического движения "Солидарность" (31 декабря 2010 года был задержан и осужден на 15 суток административного ареста за неповиновение милиции, отбывал арест в спецприемнике №1 ГУВД Москвы на Симферопольском бульваре):

"Особых проблем в спецприемнике не было. По сути же, это тюрьма, так что условия соответствующие, хотя, ничего страшного. Ну, белье там давали грязное и драное, но это, в общем, значения не имеет. Пережить можно. В камере нас было 13 человек, места всем хватало. Был другой неприятный момент. Вскоре после того, как я попал в спецприемник, на соседней кровати поселили парня, у которого, по всем признакам, была открытая форма туберкулеза, он кашлял кровью. Мы стали возмущаться, но нас заверили, что мы ошибаемся – мол, человек просто простужен. Потом этот парень – Юра его вроде звали, из Молдавии – сам признался, что у него действительно туберкулез. Конечно, это нарушение всех мыслимых норм. Но администрация самого спецприемника, я думаю, тут была не причем".