Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

 

Работникам судейского корпуса РФ рекомендовали не ездить на отдых в те страны, которые имеют соглашение о выдаче с США (111 стран). Письмо-напоминание, как сообщает «Коммерсант», подписанное генеральным директором судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ Александром Гусевым, было разослано во все судебные инстанции России.

По данным СМИ, авторы рекомендации ссылаются на предупреждение министерства иностранных дел от 10 апреля, в котором сообщается о "рутинной практике охоты" на российских граждан в других странах по запросу американских спецслужб и вероятности того, что граждане РФ могут стать жертвами провокаций. 

Пока это ограничение носит рекомендательный характер. Полный запрет действует только для судей, чья работа связана с рассмотрением дел с грифом 'секретно'.

Правовые парадоксы

Парадоксально, но недавно самим Верховным судом была оспорена сама предписанная законом обязанность гражданских служащих, допущенных к секретам, обязательно брать разрешение у начальства на выезд за рубеж. В декабре 2011 года ВС в первой инстанции отменил спорную инструкцию, как противоречащую федеральным законам. В следующий обзор судебной практики высшая инстанция включила еще и постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на эту же тему. 

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, к которому присоединилась и Россия, провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную. Поэтому в феврале 2011 года ЕСПЧ обязал РФ выплатить штраф бывшему военнослужащему Сергею Солтысяку, которому было отказано в выдаче загранпаспорта на том основании, что до декабря 2003 года он имел доступ к секретным документам и согласно условиям контракта, не мог выезжать из страны в течение пяти лет после его прекращения. 

ЕСПЧ посчитал: "...секретная информация, которой обладал заявитель, может быть передана различными способами, которые не требуют его присутствия за рубежом и даже прямого физического контакта с кем-либо". А заявление отечественных представителей, что "...заявитель будет похищен иностранными разведывательными службами или террористическими организациями во время пребывания за границей, кажется простым предположением, не подтвержденным какими-либо фактическими оценками рисков безопасности в индивидуальном деле заявителя..."

Однако 7 июня 2012 года уже Конституционный суд РФ разъяснил, что запрет на выезд из страны для тех, кто имеет доступ к государственной тайне, не противоречит российской Конституции.

Контекст

Рекомендации о невыезде - это не первое ограничение, которое накладывают на российских судей в связи с зарубежьем. Так, например, несколько раз поднимался вопрос об отказах кандидатам на занятие должности судьи при наличии родственников за границей. 

Еще в 2007 году Высший арбитражный суд оспорил в Конституционном суде положение закона "О государственной тайне", которое гласит: чиновнику или гражданину может быть отказано в доступе к гостайне, если он или его близкие родственники проживают за границей. Специалисты жаловались, что такая перестраховка сильно осложняет работу с кадрами: ведь при назначении на должность судьи отклоняются кандидаты, имеющие даже дальних родственников за рубежом. 

По Конституции судьями могут быть россияне от 25 лет с высшим юридическим образованием и профессиональным стажем не менее пяти лет. Дополнительные требования, связанные с наличием допуска к гостайне или возможностью его получения, законом не предусмотрены. Это реликт советских времен, когда в анкетах требовалось указать наличие родственников за границей, присутствие на оккупированных территориях.

Вот и на этой неделе снова был поднят вопрос о том, что наличие у кандидата в судьи объединенного Верховного суда близких родственников, проживающих за границей и имеющих гражданство иностранного государства, является основанием для отказа в рекомендации к назначению на должность. О том, что ряд судей получили отказ именно по этой причине, рассказал председатель Специальной квалификационной коллегии Анатолий Бондар. А рекомендованная к назначению судья ВАС Александра Маковская поведала, что члены коллегии интересовались причиной ее частых поездок за границу.

Напомним, что российский МИД уже не в первый раз обращается к гражданам страны с подобными предупреждениями. Идентичные рекомендации воздержаться от поездок в страны, имеющие договор о взаимной экстрадиции с США, были опубликованы в сентябре 2013 года, после предоставления временного убежища в России бывшему американскому секретному агенту Эдварду Сноудену.

Однако число выездов россиян за границу все это время продолжает расти. В туристические поездки в 2013 году за рубеж съездили почти 18,3 млн россиян. Тем временем, за границей ожидают суда или отбывают тюремный срок около семи тысяч россиян. В Германии под следствием и в тюрьме находятся около 450 россиян, в США - 350, в Испании - 170, в Бельгии - 160, в Эстонии - 150.

Последствия рекомендации

Письмо суддепа при ВС, определенно, повлияет на дальнейшие планы судей. Например, в Хорошевском суде Москвы сообщили РАПСИ, что еще до получения письма судьи чаще всего предпочитали путешествовать по Турции или Израилю. Обе эти страны имеют с США договор об экстрадиции. "Но после  получения письма в отпуск еще никто не ушел и не собирается", - сказала собеседница агентства. 

Также и в пресс-службе Пресненского суда РАПСИ сообщили, что когда судьи начнут собираться в отпуска, обратят внимание на письмо судебного департамента.

Однако при этом в Тверском и Гагаринском судах подчеркнули, что письмо судебного департамента носит исключительно рекомендательный характер. Судьи спокойно отреагировали на пожелание департамента и планов своих на отдых не изменили, сообщили РАПСИ в Тверском суде. 

О том, как такие рекомендации могут повлиять на профессиональную судьбу служащего, широко обсуждалось в апреле этого года, когда стало известно о рекомендации МИДа сотрудникам силовых структур, а именно – МВД, Федеральной миграционной службы (ФМС), Госнаркоконтроля (ФСКН), Службы исполнения наказаний (ФСИН) и Минобороны, не ездить за границу. 

Вскоре, в СМИ начала появляться информация от источников о том, что из центрального аппарата МВД в региональные подразделения приходят распоряжения о порядке посещения иностранных государств, некоторые из которых выглядят как прямой запрет.

«Фонтанка.ру» даже писала о первом полицейском, подавшем рапорт на увольнение в связи с ограничением выезда – замначальнике отдела ГУ МВД по борьбе с мошенничеством по Санкт-Петербургу и Ленобласти Станиславе Мигуне. Впрочем, сам подполковник утверждал, что его рапорт был написан еще в марте и не связан с ограничениями на выезд.

Заметим, что на данный момент у руководителей, несмотря на все эти письма-рекомендации, по-прежнему нет жестких оснований запретить подчиненным выезд за границу. Судью или полицейского могут только предупредить, что при совершенной в отношении него провокации на территории чужого государства рассчитывать на защиту проблематично.

Любопытно

Найти аналогичные прецеденты в зарубежной практике в отношении судей трудно. Немногим легче обнаружить воскрешение самого принципа ограничения выезда за границу  по определенной социально-профессиональной категории.

По данным «Радио Озодлик» в декабре 2013 года, выезжать за границу запретили сотрудникам Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Сообщается, что начальник отдела безопасности Фазлиддин Худойкулов заявил, будто ограничение введено «в целях предотвращения распространения государственных секретов сотрудниками узбекского ТВ». Запрет, как отмечается, распространяется не только на отдых во время отпуска, но и на «любое времяпровождение сотрудников». За его нарушение им грозит увольнение.