Пандемия COVID-19 и ограничительные меры не отразились на качестве и количестве рассмотренных Верховном судом (ВС) РФ дел. Высшая инстанция продолжала успешно формировать судебную практику, разъясняя букву закона в каждом конкретном споре. ВС вставал на защиту прав задержанных и осужденных, адвокатов и их доверителей, журналистов и пенсионеров. РАПСИ вспоминает наиболее важные и резонансные решения Верховного суда в 2020 году.
Подарок имениннику
Верховный суд (ВС) РФ не видит проблем в том, чтобы работник в день рождения уходил с работы пораньше, если в офисе сложилась такая традиция.
Высшая инстанция отмечает, что подобный поступок не может являться поводом для увольнения, если уход сотрудника с рабочего места в свой день рождения ранее окончания рабочего дня осуществлялся с согласия его непосредственного руководителя.
При решении аналогичных трудовых споров судам следует опираться на основополагающие принципы разбирательств — справедливость, равенство, соразмерность, законность и гуманизм, напоминает ВС.
Борьба с полицейским произволом
Доставка правонарушителя в отделение полиции является исключительной мерой, а буйное поведение задержанного не даёт сотрудникам силовых структур права применять к нему спецсредства. При этом бремя доказывания правомерности задержания и применения спецсредств к гражданину ложится именно на правоохранительные органы, отмечает Верховный суд.
В своём решении высшая инстанция напоминает, что привлекаемые к административной ответственности лица доставляются в отдел полиции только при отсутствии возможности составления протокола о правонарушении на месте, а применение к задержанному электрошокера правомерно только в целях пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Пропуск заседания из-за коронавируса
Невозможность попасть на процесс из-за введённых на территории региона ограничений является уважительной причиной пропуска судебного заседания, указала в своём постановлении Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ. Более того, высшая инстанция не стала требовать никаких доказательств для подтверждения неявки по такой причине.
При рассмотрении дела ВС также подчеркнул, что замена адвоката по соглашению на назначенного защитника возможна только в исключительных случаях и не может применяться беспочвенно, в том числе при неявке представителя в процесс. Присутствие на заседании лишь одного из нескольких адвокатов обвиняемого также не может считаться достаточной причиной для проведения разбирательства.
Жалобы заключенных в ЕСПЧ
ФСИН не имеет права подвергать цензуре жалобы обвиняемых в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а администрация СИЗО обязана не позднее следующего за днем подачи жалобы рабочего дня направлять ее адресату в запечатанном пакете (http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20200724/306073418.html). Верховный суд также напоминает, что действующее правовое регулирование не устанавливает какие-либо ограничения на вес корреспонденции, направляемой за счет средств СИЗО подозреваемыми и обвиняемыми.
Излишне выплаченная пенсия
Даже если врачи ошибочно присвоили гражданину статус инвалида, он не обязан возвращать социальные выплаты, поскольку обычный человек не может влиять на медицинских экспертов или оценивать правомерность их решений.
При этом льготы не подлежат возвращению только в том случае, если сам гражданин действовал добросовестно и никаких противоправных действий ради получения компенсации не совершал. Бремя доказывания добросовестности получателя социальных выплат лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм, уточняет ВС.
Компенсация одиночному узнику
Суды не должны расценивать получение денег за нравственные страдания как обогащение истца и на этом основании назначать мизерные суммы компенсации. Верховный суд не согласился с позициями нижестоящих инстанций по делу арестанта из Нижнего Новгорода, которому присудили 300 рублей в качестве компенсации морального вреда за необоснованное содержание в одиночной камере более 100 дней.
Высшая инстанция подчеркивает, что размер компенсации должен отвечать требованиям разумности и адекватности, а одиночное заключение является одной из наиболее серьёзных мер, которые могут применяться в тюрьмах, поскольку оно может иметь чрезвычайно разрушительные последствия для психического и физического здоровья арестанта.
Боязнь авиакатастрофы
Боязнь лететь самолетом может относиться к уважительным причинам для отказа от услуг авиакомпании, и потребитель вправе рассчитывать на возврат стоимости билетов, а также на компенсацию затрат на другой вид транспорта.
Верховный суд отмечает, что в правилах воздушных перевозок пассажиров содержится весьма обширный список примеров вынужденного отказа потребителя от услуг, однако он не является исчерпывающим. При рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать все нюансы и причины, по которым пассажир предпочёл не лететь уже оплаченным рейсом, в том числе серьезный авиационный инцидент, аварийную посадку и эвакуацию пассажиров.
Конфиденциальное общение с защитником
Право обвиняемого на общение со своим адвокатом без риска быть услышанным третьей стороной является одним из основных требований справедливого суда, при этом конфиденциальное общение подсудимого с защитником необходимо обеспечивать и при проведении судебного заседания с использованием видеосвязи.
Верховный суд рассмотрел жалобу осужденного, в которой он указал о нарушении его права на конфиденциальное общение с адвокатом: сам он участвовал в деле путем использования системы видео-конференц-связи, которая не обеспечивает эффективных консультаций с защитником, находившимся в зале суда. В то же время его просьбы об обеспечении личной встречи с защитником были оставлены судом без внимания.
Интервью в колониях
Руководство пенитенциарных учреждений не вправе беспричинно отказывать средствам массовой информации в возможности взять интервью у заключенного. Отсутствие в ответах ФСИН мотивов отказа ведёт к произвольному правоприменению законодательства и не позволяет оценить причины отказа с точки зрения обоснованности, достаточности и возможности их устранения, указывает ВС.
Администрация колонии должна налаживать доброжелательные отношения со средствами массовой информации и обществом и предоставлять им сведения о реалиях жизни в исправительном учреждении. Более того, высшая инстанция отмечает, что руководство колонии должно всячески поощрять регулярные встречи с представителями прессы и гражданского общества.
Оценка доказательств адвокатом
Суды не могут лишать защитника права высказать в прениях сторон мнение по поводу допустимости доказательств. Защитник в прениях вправе дать оценку всем исследованным доказательствам, в том числе и тем, в отношении которых судом принималось решение об отказе в признании их недопустимыми, подчеркивает ВС.
Высшая инстанция напоминает, что суд также не вправе ограничивать продолжительность прений сторон. При этом председательствующий может останавливать выступающих, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу, а также доказательств, признанных недопустимыми.