Может ли интернет-магазин аннулировать заказ, ссылаясь на ошибку на сайте, допустимо ли отменять покупку, если товар закончился, обязан ли продавец отдать товар, в случае, когда из-за сбоя произошло нереальное падение цен, есть ли у продавца право на возврат денег и отказ от передачи оплаченного товара  РАПСИ изучило практику Верховного суда РФ об онлайн торговле и работе маркетплейсов.


Отсутствие на складе

Отмена заказа в интернет-магазине из-за отсутствия товара на складе – распространенная практика торговых площадок. Разобраться в том, реально ли товар закончился или предложение перестало быть выгодным и это маркетинговая хитрость почти невозможно. Верховный суд РФ в прошедшем году разъяснил, что такое поведение почти всегда незаконно.

В суд высшей инстанции обратился покупатель, который приобрёл и оплатил новый телевизор в интернет-магазине, но в срок товар не получил. Продавец заявил, что товар кончился, и отменил заказ, ссылаясь на условия о подобном отказе в публичной оферте площадки – деньги за TV были возвращены. Суд первой инстанции поддержал покупателя, а вот апелляция встала на сторону продавца, посчитав, что указания в оферте имеют ключевую ценность в данном споре.

«Предложение, размещенное на сайте общества, о продаже телевизора, обращенное к неопределенному кругу лиц, содержало все существенные условия договора – подробную информацию о товаре, цену, в связи с чем являлось публичной офертой. Покупатель, оформив заказ товара и оплатив его стоимость, осуществил акцепт оферты, то есть между сторонами заключен договор купли-продажи, в связи с чем у продавца возникла обязанность по передаче товара покупателю.

Доводы ответчика об отсутствии у него в наличии указанного в договоре телевизора объективными доказательствами не подтверждены», – следует из обзора», – указал ВС РФ.

При этом магазин мог доказать, что телевизор поставить невозможно, отметила высшая инстанция. Для этого нужно было подтвердить, что он больше не производится.

Пауза с подтверждением 

Один из крупнейших магазинов бытовой техники и электроники использовал следующие условия: покупка на сайте происходила привычным образом, а де-юре магазин брал 7-дневную паузу до подтверждения заказа. Обязанность по передаче техники возникала как раз после подтверждения. Верховный суд также посчитал данную уловку незаконной.

Покупатель приобрел на сайте магазина музыкальный центр, оплатил покупку в полном объеме, но продавец аннулировал заказ в связи с отсутствием товара и вернул деньги. При этом покупатель продолжал настаивать на поставке ему музыкального центра, но известный магазин опять сослался на отсутствие товара. Тогда потребитель обратился в суд с требованием о взыскании убытков, но в трех инстанциях поддержки не нашел.

Верховный суд напомнил, что договор с покупателем считается заключённым с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Он отмечает, что если продавец получил сумму предварительной оплаты, но не передал покупателю товар, то потребитель по своему выбору вправе настаивать на передаче оплаченного товара или возврате суммы. Также ему положено возмещение убытков и пени за каждый день просрочки.

За чаем не скучаем

Не все покупатели хотят получить с продавца деньги или неустойку, если их товар не доставлен и заказ аннулирован. Житель Иваново купил на OZON.ru несколько товаров, среди которых был зелёный листовой чай, но продавец его аннулировал из-за того, что товар закончился. Деньги покупателю были возвращены, однако он все же остался недоволен и настаивал на исполнении перед ним обязательства доставить 85 грамм чая.

Суды требования удовлетворили частично: взысканы компенсация морального вреда – 500 рублей, штраф – 250 рублей, почтовые расходы – 70 рублей 80 копеек. Но покупатель упёрся и продолжил требовать свой чай.

«Сам по себе возврат уплаченных за товар денежных средств не является основанием, предусмотренным законом, для отказа от исполнения обязательства», – подчеркивает Верховный суд РФ.

Он обращает внимание, что в данном случае истец требований об отказе от исполнения договора и возврате уплаченных денежных средств в направленной ответчику претензии не предъявлял, а напротив, настаивал на надлежащем исполнении обязанности по передаче приобретённого товара.

Ошибочные цены

Нередко администраторы интернет-магазинов ошибаются с ценами на товары, делая их чрезмерно привлекательными. Маркетологи считают, что существует даже такая форма рекламы торговой площадки. Однако иногда речь идёт не о невнимательности, а о некорректной работе сайта или атаке хакеров. 

В таком случае Верховный суд РФ обязывает выяснять природу технического сбоя сайта при спорах из-за невероятно низких цен в интернет-магазине, поскольку причины и характер «цифрового коллапса» имеют значение для правильного разрешения спора.

Если технический сбой произошёл в результате злонамеренных действий третьих лиц, в связи с чем цены в интернет-магазине отражаются некорректно, судам надо разбираться, исходит ли в таком случае публичная оферта от самой торговой площадки, указывает высшая инстанция в изученном РАПСИ определении.