МОСКВА, 17 мая - РАПСИ. Конституционный суд (КС) РФ во вторник признал не соответствующими Конституции ряд положений законов о статусе военнослужащих и о страховании их жизни и здоровья, поскольку они не обеспечивают в полной мере восполнение материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, сообщили РИА Новости в пресс-службе КС РФ.

Дело о проверке конституционности законоположений, связанных с возмещением вреда военнослужащим, было рассмотрено 29 марта 2011 года по жалобам Анатолия Кузьменко и Анатолия Орлова, а также в связи с запросом Избербашского городского суда Дагестана.

Заявители оспаривали несколько положений Гражданского кодекса (ГК) РФ, которые устанавливают общие основания ответственности за причинение вреда и регулируют отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Кроме того, они сочли неконституционными статью 5 федерального закона "О статусе военнослужащих" (устанавливает страховые гарантии для военнослужащих и закрепляет право на возмещение причиненного им вреда) и статью 5 федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (регулирует вопросы определения страховых сумм по обязательному страхованию военнослужащих).

Граждане, обратившиеся в КС РФ, также сочли противоречащей основному закону статью 2 федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в которой дается определение термина "пенсия по государственному пенсионному обеспечению", указываются цели ее предоставления и общие юридические факты, дающие право на ее получение.

Оба заявителя в ходе прохождения военной службы в разные годы были ранены. Анатолий Орлов в 2004 году при выполнении практических стрельб был ранен в голову, из-за чего его признали инвалидом второй группы. В 2005 году он обратился в суд с иском к министерству обороны РФ и военному комиссариату Ростовской области о возмещении вреда, причиненного его здоровью, в форме ежемесячных компенсационных платежей.

Анатолий Кузьменко во время командировки в Афганистан в 1981 году получил ранение. Вследствие полученной травмы в 1987 году был признан инвалидом третьей группы, а позже - инвалидом второй группы. В 2005 году он направил в суд иск к МВД РФ, управлению Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД о возмещении вреда причиненного здоровью.

Дойдя до судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, бывшие военнослужащие поучили отказ в удовлетворении своих исковых требований с указанием на отсутствие сведений об установлении вины ответчиков в причинении вреда здоровью истцов.
В КС РФ также обратился с запросом судья Избербашского городского федерального суда Республики Дагестан Муртазалиев, в производстве которого находится дело по аналогичному иску.

Граждане-заявители, получив положенные им страховые выплаты и единовременные пособия и посчитав, что вред, причиненный их здоровью, возмещен не в полном объеме, обратились в суды с исками о привлечении к гражданско-правовой ответственности министерства обороны РФ с целью получения дополнительно к ранее выплаченному страховому возмещению ежемесячных денежных компенсаций. При рассмотрении их дел суды указывали, что возмещение вреда здоровью по правилам гражданского законодательства не предусмотрено без доказательства вины в этом конкретного лица.

Как полагали заявители, такое правовое регулирование ставит военнослужащих в худшее положение по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, поскольку система обязательного государственного страхования военнослужащих предусматривает возмещение вреда в меньшем объеме, чем система социального страхования.

Заявители ссылались на постановление КС РФ от 15 июля 2009 года номер 13-П, касающееся сотрудников милиции. Они считали, что данное конституционными судьями толкование норм закона "О милиции", должно распространяться и на военнослужащих.

В обращениях указано, что, согласно Конституции РФ, военная и аналогичная ей служба представляет собой особый вид государственной службы, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие ее, выполняют задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни и здоровья. Это влечет за собой обязанность государства гарантировать им возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при прохождении службы, в полном объеме.

КС фактически согласился с доводами заявителей. В постановлении суда по данному делу указывается, что "лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним". Учитывая все эти аспекты, для данной категории граждан были предусмотрены особые способы возмещения вреда: пенсия по инвалидности, дополнительные выплаты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию. Таким образом, был создан специальный механизм возмещения вреда здоровью военнослужащих, восполняющий их материальные потери в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы, говорится в решении КС РФ.

"Однако выплачиваемые наряду с пенсией страховые суммы и единовременные пособия рассчитаны на оказание поддержки в течение непродолжительного периода - 25-75 месяцев. Эти суммы восполняют утраченный заработок временно, тогда как полная или частичная утрата трудоспособности носит долговременный или пожизненный характер", - сказано в постановлении КС РФ.

Судьи КС пришли к выводу, что положенные по закону выплаты "не компенсируют в полном объеме материальные потери, то есть не гарантируют адекватное возмещение утраченного заработка военнослужащего".

Таким образом, по их мнению, положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Закона "О статусе военнослужащих" и статьи 5 закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." нарушают права военнослужащих и не соответствуют Конституции РФ.

Согласно решению КС, федеральному законодателю надлежит внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, полученного при исполнении военных обязанностей, с учетом того, что в течение всего периода утраты трудоспособности военнослужащие "должны получать адекватные суммы, сопоставимые с денежным содержанием, которое они имели на момент увольнения".

Дела граждан Кузьменко и Орлова подлежат пересмотру на основе нового правового регулирования.