САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 мар  РАПСИ, Михаил Телехов. Даже необоснованное обращение в налоговый орган за имущественным вычетом в связи с приобретением жилого помещения не может считаться достаточным для криминализации деяния заявителя, сообщает пресс-служба Конституционного суда (КС) РФ.

В своем новом Постановлении КС РФ повторно разъяснил норму о мошенничестве по делам о получении налоговых вычетов.

Ущерб возместил, но осужден

Военнослужащий из Волгоградской области Владислав Калугаров просил проверить конституционность части 1 статьи 159 Уголовного кодекса РФ. Решение КС РФ по этому делу основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Как следует из материалов дела, Калугаров обвинялся в мошенничестве, то есть в хищении чужого имущества путем обмана. Ему инкриминировалось то, что, приобретя квартиру за счет средств федерального бюджета, он (через своего представителя по доверенности) представил в инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по городу Волжскому Волгоградской области две налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 и 2016 годы с заявлением о предоставлении имущественных налоговых вычетов в общей сумме 94 тысячи рублей, на получение которых он не имел права, будучи участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Приговором Волгоградского гарнизонного военного суда в октябре 2018 года Калугаров был приговорен за мошенничество к штрафу в размере 50 тысяч руб. Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 24 декабря 2018 года приговор оставлен без изменения. Установлено, что подсудимый действительно представил договор купли-продажи, кредитный договор и сообщил, что жилое помещение приобретено "по военной ипотеке", однако не уточнил, что расходов из личных сбережений он не понес.

"По мнению судов, он не мог заблуждаться относительно правомерности своих действий с учетом положения пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса РФ, в силу которого ему не положен имущественный налоговой вычет, поскольку жилое помещение приобретено им за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, а не за счет собственных средств. Утверждение же, что он 3 мая 2018 года добровольно, до возбуждения уголовного дела возместил незаконно полученные денежные средства в полном объеме, также не повлияло на решения судов, поскольку рассматриваемые мошеннические действия были установлены в апреле 2018 года, после его объяснений прокурору в ходе проводившейся проверки", - говорится в материалах КС РФ.

Недостаточно для криминализации деяния

По мнению КС РФ, вопрос о привлечении к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ в связи с обращением военнослужащих за налоговым вычетом при покупке ими жилья за счет средств бюджета уже был предметом рассмотрения. В Постановлении №38-П/2020 по делу военнослужащего Михаила Литвинова КС РФ указал, что необоснованное обращение налогоплательщика за налоговым вычетом не свидетельствует об умысле на совершение мошенничества и не может считаться общественно опасным. Незаконное предоставление вычета должен пресекать сам налоговый орган, а привлечение лица к уголовной ответственности за невиновные действия нарушает принципы законности, вины и справедливости.

"Само по себе даже необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения не может считаться представляющим достаточную для криминализации общественную опасность, поскольку предоставление вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников налогового органа, которые принимают решение – по результатам камеральной налоговой проверки – о действительном размере налоговой обязанности лица за конкретный налоговый период. Тем более что Налоговый кодекс Российской Федерации предполагает возможность отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах вышестоящим налоговым органом", - говорится в постановлении КС.

Данный вывод, как указал КС РФ, применим и к случаям по обвинениям по делу Калугарова.

Оспариваемая норма признана соответствующей Конституции РФ. Правоприменительные решения по делу Калугарова подлежат пересмотру в установленном порядке.