МОСКВА, 18 мая — РАПСИ. Обязательная маркировка товаров не обеспечивает серьезных поступлений в бюджет — проект реализует частная компания, поэтому конечный бенефициар от введения этой меры не очевиден. 

Такое мнение высказал на круглом столе «Обязательная маркировка товаров. Мифы и реальность» в Госдуме председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители Минпромторга РФ, Минфина РФ, ФНС России, Роспотребнадзора, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (РАР), КонфОП, а также руководители ведущих промышленных ассоциаций, деятельность членов которых попадает под распоряжение правительства России 28 апреля о маркировке товаров.

Первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Олег Николаев отметил, что «тот процесс, который сейчас начат, вызывает очень много вопросов и тревог». «Опасения связаны с разными аспектами – начиная от нагрузки на бизнес, заканчивая, вообще, вопросами целесообразности многих предприятий. Нам было важно выслушать мнения разных сторон, понять эти опасения, выработать какие-то решения, которые могли бы нивелировать уже принятые решения и предотвратить возможные риски при принятии дальнейших решений. Основная задача - чтобы принимаемые меры были полезны и эффективны для всех участников рынка – государства, производителей, и, самое главное, для тех людей, которые ежедневно пользуются этими товарами и услугами — для потребителей», — сказал он.

Исполнительный директор Российской парфюмерно –косметической ассоциации (РПКА) Александра Скоробогатова сообщила, что в 2017 году объем рынка парфюмерии составил 97 миллиардов рублей при делении в равных пропорциях между российскими и зарубежными производителями. Однако в последнее время РПКА зафиксировала снижение покупательской активности, которое выражается в меньшем объеме продаж товара в штуках. «Соответственно, маркировка и последующее удорожание товара активизирует эту отрицательную динамику. Более того, все партии косметических средств, содержащие алкогольную продукцию, при выпуске или ввозе в Российскую Федерацию в настоящее время проходят регистрацию в системе ЕГАИС. С введением маркировки компании будут вынуждены регистрировать продукцию через обе системы», - отметила эксперт.

По мнению президента ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александра Онищука, «Россия, как член Евразийского экономического союза, принимая данную меру в одностороннем порядке, создает серьезный барьер для международной торговли, препятствуя притоку товаров из других государств, где такой меры нет». Кроме того, эксперту «непонятно, что будет происходить с товарами, не имеющими маркировки, которые будут изыматься». Глава РАТЭК высказал мнение о том, что эффективной мерой в защите от контрафакта была бы добровольная маркировка товаров.

Введение маркировки на парфюмерную продукцию приведет к закрытию небольших и средних компаний, считает представитель Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АПИИК) Екатерина Чепурина. По ее словам, производители косметики очень зависимы от веяний моды и пытаются подстраиваться под последние тенденции. «В случае с маркировкой, они будут вынуждены сокращать продуктовые линейки, что грозит в отставании России в этой области от других стран, что вряд ли, соответствует интересам российских потребительниц», — заявила эксперт.