Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ


Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предлагает ввести почасовую оплату труда. В этом случае размеры зарплаты наименее обеспеченных социальных слоев граждан могут вырасти в несколько раз. Почасовая оплата давно и успешно действует  в большинстве развитых стран мира. Однако предыдущие предложения о введении у нас такой формы трудовых отношений отвергались на основании того, что Россия еще не "доросла" до них.

Сейчас в трудовом законодательстве РФ зафиксирован лишь минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который работодатель может установить вне зависимости от реальной занятости работника, отработанных часов и прочих факторов.

В своем заявлении Миронов отметил, что МРОТ был введен в 1992 году в качестве временной меры. Он предлагает отменить неэффективную систему расчета зарплат, поскольку МРОТ, в лучшем случае, лишь "позволяет не умереть с голоду, не более того". Глава "Справедливой России" выступает за переход к нормативу минимальной почасовой оплаты труда (МПО), в которой один час неквалифицированного труда предположительно будет стоить 100 рублей.

Таким образом, согласно предложению Миронова, размер минимальной зарплаты фактически вырастет более чем в четыре раза. Сегодня МРОТ в среднем по России составляет 4330 рублей (в Москве – 10100 рублей). По варианту же Миронова получается 800 рублей в день или примерно 18 тысяч рублей в месяц. Это минимум, а ведь спикер Совета Федерации предлагает еще ввести три повышающих коэффициента: территориальный, отраслевой и профессиональный. Т.е. час работы шахтера высокого разряда в Сибири будет стоить в несколько раз дороже, чем труд начинающего продавца в Краснодаре.

"Такая система была бы намного справедливее и правильнее. Давным-давно доказано: если человек получает адекватные деньги, то и отдача его на рабочем месте становится другой", - убежден Миронов.

Действительно, результаты исследования Университета Торонто (Канада) и Стэнфордского университета (США) показали, что более счастливы люди, работающие с почасовой оплатой.

Ученые выяснили, что на показатели психо-эмоционального благополучия людей оказывает существенное влияние не только сфера трудовой деятельности и время работы, но и способ получения материальной прибыли от проделанного труда. Психологи полагают, что почасовая оплата позволяет работникам уделять больше внимания материальной стороне дела. Эксперты отмечают также, что конкретная денежная цена рабочего времени определяет потенциал и стоимость обязанностей, что облегчает их выполнение.

Впрочем, заключение ученых требует пояснения: минимальная почасовая оплата труда в США с 2006 года составляет 7,25 доллара, в Великобритании - 3,60 фунтов стерлингов, во Франции 8,27 евро. В документах ООН говорится, что зарплата ниже трех долларов в час недопустима, так как приводит к разрушению трудового потенциала экономики.

Таким образом, даже в случае успешной реализации инициативы Миронова, оплата труда в России будет практически равна минимальным требованиям ООН.

Предыдущие попытки

Дискуссии вокруг перехода на почасовую оплату, продолжаются уже десять лет. Еще в 2000 году Сергей Калашников, занимавший тогда пост министра труда, сообщал, что такое решение принципиально принято. Позже ту же идею продвигал сменивший его Александр Починок.

В 2004 году вариант законопроекта был подготовлен главой Комитета по труду и социальной политике Андреем Исаевым. Все эти проекты широко обсуждались, но так и не были приняты.

Последний раз дискуссию на эту тему инициировал глава Совета Федерации Сергей Миронов. В сентябре 2006 года он говорил о необходимости отказа от ежемесячного МРОТ и введения почасовой ставки в размере 30 рублей.

Поводом для такого предложения стал законопроект, подготовленный председателем комитета Госдумы по труду и социальной политике Андреем Исаевым. Он предлагает ввести почасовую оплату, одновременно сохранив и действующий месячный МРОТ. То есть почасовая оплата должна была выступить в качестве дополнительной гарантии.

"Одновременное существование МРОТ и почасовой оплаты труда поможет легализовать доходы граждан, увеличить отчисления в Пенсионный фонд РФ, фонды социального и медицинского страхования", - уверен Исаев.

Он рассчитывал, что введение почасовой ставки сократит объем серых зарплат, а также позволит не переплачивать незанятым сотрудникам и лишит работодателей возможности увеличивать рабочий день без оплаты.

Эксперты отмечали, что процесс выплаты зарплаты с переходом на почасовую ставку станет более прозрачным, а значит, увеличатся и налоговые отчисления, в том числе и в социальные фонды.

Причем вариант Исаева исключал возможность, что работодатель просто переведет работника на сокращенный рабочий день и повысит норму выработки.

Однако оба законопроекта (Исаева и Миронова) получили отрицательные заключения правительства, в которых указано на финансовую "необоснованность" предложений и их слабую юридическую технику.

Критика проекта

Тогда эксперты посчитали нецелесообразным введение почасовой оплаты труда ни для бюджетников, ни для сотрудников частных компаний, поскольку не было создано механизмов, которые бы защитили рынок труда от роста безработицы. Поэтому, например, в департаменте трудовых отношений Минздравсоцразвития такую форму трудовых отношений называли делом будущего, ведь до нее еще нужно "дорасти".

С тех пор прошло три с половиной года, однако по-прежнему остаются сомнения, что Россия «доросла» и готова к введению почасовой оплаты труда.

Дело в том, что установление минимальной почасовой оплаты труда фактически означает законодательный переход к почасовому найму, и как следствие возникнет понятие полной и неполной занятости работника в пределах рабочего времени.

Поэтому введение МПО имеет смысл только, когда ведется строгий учет рабочего времени. Для этого требуются специальные технические приспособления: магнитные карты, считывающие устройства. Даже в Москве далеко не у всех предприятий есть возможность оперативно установить такое оборудование.

Еще большее значение имеет соответствующий государственный контроль соблюдения данных условий. Эксперты убеждены, что обеспечить его сейчас не представляется возможным.

Кроме того, специалисты опасаются, что введение почасовой оплаты труда будет способствовать вымыванию низкоквалифицированных специальностей и увеличению теневого сектора, поскольку работодатель вряд ли будет платить установленную зарплату за низкоквалифицированный труд.

Наконец, сегодня в России слишком различаются уровни оплаты труда в разных отраслях: так, например, в коммунальной отрасли, сельском хозяйстве, некоторых других сферах, среднемесячные заработки намного меньше, чем в среднем по стране. Привести всех к единому уровню в обозримом будущем объективно невозможно, поэтому установление предлагаемого уровня оплаты труда изначально невозможно.

Зарубежный опыт

Интересно, что аналогичный законопроект одновременно с Госдумой еще три года назад начало рассматривать правительство Украины.
В итоге, 5 мая этого года Кабинет министров Украины выпустил постановление, согласно которому минимальная почасовая оплата труда определяется исходя из размера минимальной зарплаты в месяц и среднемесячной нормы продолжительности рабочего времени за год при 40-часовой рабочей неделе. Речь идет о беременных, инвалидах, которые не могут иметь полный рабочий день, о тех, кто работает на дому или нанимается временно. То есть почасовая оплата социально защищает людей, не связанных трудовыми соглашениями.

Однако постановление правительства вызвало критику среди экспертов. По их мнению, принятие такого постановления может привести к значительному увеличению скрытой безработицы. Ведь в случае внедрения почасовой оплаты достаточно нанять работника на один час, и он будет считаться занятым, а не безработным. Безработица, как и раньше, будет существовать и даже увеличится, однако официально она не будет признана. В то же время в связи с сокращением времени занятости работников и уменьшением их заработков меньшими станут налоговые платежи и отчисления в пенсионный и страховой фонды.

Заметим, что впервые минимальный уровень заработной платы за один час работы был установлен в Америке в начале XX века, чтобы защитить рабочих от эксплуатации и обеспечить им приемлемый уровень жизни.

Помимо основной зарплаты (за 40 часов в неделю), американский работодатель обычно оплачивает сотруднику овертайм – дополнительно отработанные часы. В каждом штате на этот счет имеются свои законы, но чаще всего овертайм оплачивается в полтора раза выше.

Итог

Почасовая оплата труда – эффективный механизм, который успешно работает по всему миру. Такая форма трудовых отношений способствует повышению квалификации работников и укреплению дисциплины труда.

Однако эффективность ее в различных областях трудовой деятельности несопоставима. Например, почасовая оплата труда незаменима на конвейерных линиях; при выполнении работ по обслуживанию оборудования; на рабочих местах, где определение количественного результата труда требует больших затрат и нецелесообразно; а также, если работник не может оказать непосредственного влияния на увеличение количественного результата работы.

При этом применять почасовую оплату труда, например, в творческих профессиях абсурдно. Вот почему обязательное ее введение во всех отраслях и на всех рабочих местах заведомо нецелесообразно.

Кроме того, специалисты заметили, что непродуманное законодательное установление минимальной заработной платы часто не способствуют уменьшению уровня бедности. Введение минимума заработной платы, не подкрепленное предварительными расчетами, может отрицательно повлиять на занятость, привести к уменьшению числа рабочих мест, особенно среди молодежи. В качестве наглядного примера можно привеси американский опыт, где десяти процентный рост минимальной заработной платы в 1988 году привел к уменьшению занятости среди молодежи на 1-3%.

Таким образом, очевидно, что стремиться к вводу почасовой оплаты труда в России необходимо, но для конструктивного осуществления этого перехода необходимо разработать всесторонне взвешенный и детально проработанный проект, дифференцированно адаптированный к специфике всех российских отраслей.