Гендиректор центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" Елена Панфилова специально для Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) прокомментировала итоги публичной дискуссии известного блогера Алексея Навального и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.

 

Во время встречи было убедительно доказано и показано, что настоящая борьба с коррупцией - крайне скучное, не пафосное и нудное дело: про нормы, про правила, про процедуры и инструменты. То, где "весело", то, где  шумно, где имена, обличающие речи и тыканье пальцами, где много крика и размахивания руками - это не борьба с коррупцией, а борьба с коррупционерами. Конкретными и индивидуальными. На место которых, если вдруг повезет и их удастся сковырнуть с насиженного места, придут новые и стремительно начнут делать то же самое,  если мы кардинально и точно не изменим правила игры. А антикоррупционные эти правила - нудные, скучные и совершенно не для формата ток-шоу. 

Навальному надо бы слезать во время подобных встреч с броневичка и не подозревать всех вокруг в том, что они борются против его борьбы. В нашей стране куча людей за прозрачность и против коррупции. Но каждый борется как может: кто-то постами в блоге, кто-то неучастием, кто-то криками, кто-то книгами, кто-то исками в суд, кто-то планомерным подкопом под систему. Коррупция у нас большая, всем дело найдется. И держаться надо вместе.

Вышке же надо отдавать себе отчёт в том, что предложения и рекомендации про прекрасное улучшение прекрасного будущего странно смотрятся в отрыве от реальности, в которой тут и там рыщут товарищи из кооператива "Озеро". В условиях, когда огромным количеством общественно-политических и экономических процессов рулят не здравый смысл и эффективность, а алчность и страсть к незаконному обогащению, изящность предлагаемых улучшений может в мановение ока обернуться еще одним инструментом для институционального коррупционного грабежа.

Правда, как всегда, ровно посередине: в госзакупках нужен и жесткий контроль всех их стадий - от придумывания, что б такое закупить через процедуру собственно закупки, до исполнения контракта, и инструменты немедленного правового реагирования на воровские глупости, и открытость информации, и ограничения на то, что кому можно, и вариативность того, что когда делать. Стало быть, надо эту "середину" фиксировать, собирать все в кучу - опять же, через эти нудные и скучные сеансы практической магии экспертной работы.

Вчера на наших глазах приключилось настоящее гражданское общество. Жесткое, колючее, разнонаправленное, никак и никем не отформатированное. То самое низовое в смысле происхождения - толпы молодежи, часами на лестнице слушающие хождения по кругам ада про законодательное регулирование некоей сферы жизни этой самой молодежи, которую большая часть из них в жизни не заметит и не увидит. Но на самом деле дискуссия шла не про госзакупки и не про контракты, а да, про доверие, про умение слушать и слышать, про человеческие качества, как-будто из позапрошлого века: про честь, достоинство, уважение. Про  все те наши качества, о которые наша власть так долго вытирала ноги, принуждая поверить, что их нет.

А они есть.