Президент РФ Владимир Путин поставил точку в одном из самых горячих политических споров последнего времени, подписав закон об усилении ответственности за нарушение правил при организации и проведении митингов. Документ вступит в силу 9 июня после официального опубликования, и уже с этого дня россияне будут отвечать за нарушения на митингах по новым правилам.

Госдума 5 июня в течение 11 часов рассматривала законопроект во втором чтении и в итоге ближе к полуночи утвердила его и в третьем чтении. Совет Федерации одобрил его на следующий день, 6 июня, затем документ поступил на подпись президенту России.

Новость о том, что закон о митингах подписан, озвучил 8 июня сам президент на совещании по развитию судебной системы в Санкт-Петербурге. Путин отметил, что не считает новый закон слишком жестким, но не исключил поправок, если в этом будет необходимость. По словам президента, общество во время митингов и шествий должно оградить себя от радикализма, и в новом законе нет более жестких мер, чем в аналогичных европейских законах.

Этот закон может быть применен на практике уже в следующий вторник, если на многочисленных запланированных митингах 12 июня будут какие-то нарушения. Одна из самых масштабных акций, "марш миллионов" ожидается в Москве - городские власти разрешили оппозиции провести 12 июня шествие от Пушкинской площади до проспекта Сахарова с митингом на проспекте. Число участников шествия и митинга не должно превышать 50 тысяч человек.

Новый закон в десятки раз увеличивает штрафы за нарушения на митингах, вводит обязательные работы для нарушителей, запрещает приходить на митинги в масках и вводит наказания за организацию фактически несанкционированных массовых акций под видом массового сбора граждан, или "гуляний" - если это повлекло нарушение общественного порядка. Кроме того, организаторами публичного мероприятия не смогут выступать граждане, два и более раза в течение одного года привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения при проведении массовых мероприятий.

Принятая в законе норма о введении обязательных работ начнет применяться с 1 января 2013 года.

Наигранный ажиотаж или пространство для произвола

Этот закон вызвал неоднозначную реакцию. Российские политологи убеждены, что документ не является репрессивным, так как "защищает граждан от возможного насилия" и соответствует европейским аналогам. Однако закон раскритиковала оппозиция, в том числе думская, а также представители Еврокомиссии и докладчики ПАСЕ.

"Ни один закон не бывает идеальным. Если ближайшая практика покажет, что не все учтено или допущено что-то, что нарушает права граждан, препятствует осуществлению их конституционного права мирно, без оружия проводить митинги, собрания и демонстрации, то, конечно, механизм поправок действует", - сказал РИА Новости политолог Леонид Поляков.

По его словам, прежнее законодательство, которое устанавливало ответственность в размере от одной-двух тысяч до максимум пяти тысяч рублей, "попросту провоцирует некоторых организаторов митингов", которые намерено устраивают провокации при малочисленности акций.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в свою очередь считает, что "ажиотаж, который возник в стане оппозиции по поводу этих поправок, наигранный". Он отмечает, что после знакомства с текстами аналогичных законов в странах развитой демократии - Германии, Франции, США становится "совершенно очевидно, что российские поправки, действительно, не жестче, их формулировки даже гораздо мягче их западных аналогов".

В Еврокомиссии и ПАСЕ документ раскритиковали, отметив, что его принятие не будет способствовать налаживанию конструктивного диалога с гражданским обществом. Российские политические деятели и эксперты в свою очередь расценили критику со стороны ЕС как давление и вмешательство во внутренние дела РФ.

Кроме того, в четверг было обнародовано экспертное заключение рабочей группы президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в котором отмечалось, что закон не соответствует Конституции и открывает "пространство для полного административного произвола". С таким заключением согласились десять членов СПЧ, которые 8 июня опубликовали на сайте организации свое заявление. Среди тех, кто подписал заявление, нет председателя СПЧ Михаила Федотова.

Глава международного думского комитета, журналист, член СПЧ Алексей Пушков, комментируя экспертное заключение, сообщил, что оно не является консолидированной позицией всего СПЧ, а поддержано лишь узкой группой экспертов и на обсуждение совета не выдвигалось. Один из авторов законопроекта Александр Сидякин ("Единая Россия") заявил, что рабочая группа Совета по правам человека при президенте РФ занимается не конструктивной критикой закона, а его "троллингом".

Депутаты непреклонны

Представители парламентских партий не изменили своего мнения с момента голосования в Госдуме по этому закону. В "Единой России" считают, что закон направлен на обеспечение безопасности россиян и формирование в стране культуры протеста, оппозиция называет нормы документа антиконституционными, нарушающими права граждан и собирается обратиться в Конституционный суд. Судиться готовы коммунисты и эсеры, а в ЛДПР документ назвали "пугалом" для граждан и заявили, что россияне, при желании, смогут найти способ для выражения своего мнения, не рискуя подпасть под штрафы.

"Мы понимаем, что наша оппозиция очень "молодая" по сравнению, например, с европейской. Поэтому законодатели и подошли к установлению ответственности достаточно мягко, установив ее на порядок ниже, чем в Европе. Фактически - это ответственность как для несовершеннолетних, когда устанавливается самый нижний предел в надеже на то, что правонарушитель исправится", - сказала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат от ЕР Ирина Яровая.

Она выразила надежду, что оппозиция будет действовать цивилизованно, ответственно, конструктивно, соблюдая интересы общественной безопасности, не создавая угрозы жизни и здоровью граждан.

Член Генсовета "Единой России", депутат Владимир Бурматов указал на то, что закон направлен в первую очередь на защиту митингующих.

"Самое суровое наказание предусмотрено для должностных лиц - для тех, кто препятствует проведению массовых акций", - сказал парламентарий, добавив, что документ направлен на защиту от действий провокаторов на митингах.

В свою очередь коммунисты уверены, что нет никаких оснований для усиления ответственности за проведение митингов.

"Мы создали рабочую группу по подготовке обращения в Конституционный суд. Работа займет примерно два месяца. Еще нам хотелось бы посмотреть практику применения этого закона, чтобы у Конституционного суда было представление о том, как работает закон", - сообщил РИА Новости депутат, руководитель юридической службы партии Компартии Вадим Соловьев.

Глава фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов полагает, что с ужесточением штрафных санкций некоторые побоятся ходить на митинги и шествия, лишаясь, по сути дела, свободы слова. "Но всех запугать не удастся", - считает он.

Эсер Дмитрий Гудков не исключил обращения в КС, поскольку, по его словам, закон принимался Госдумой с многочисленными нарушениями регламента.

Вместе с тем член фракции ЛДПР, зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Сергей Иванов уверен, что поправки в закон о митингах не приведут к снижению протестной активности, поскольку "большинство людей выходит на улицу не с полицией драться, а отстаивать свои права".

Юристы о законе

Юристы по-разному восприняли подписание закона. Некоторые адвокаты считают его принятие поспешным, другие - приветствуют как меру профилактики преступлений и не расценивают как слишком строгий.

Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский "понимает и принимает" многое в этом законе, однако отмечает, что в нем есть сомнительные пункты. "Например, соотношение меры уголовной и административной ответственности. В этом законе местами предусматривается административное наказание более жесткое, чем уголовное наказание за схожее действие. В этом случае надо пересматривать Уголовный кодекс РФ, о чем я неоднократно раньше говорил. Кроме того, я не совсем понимаю, как в массовом скоплении людей будут выявлять более злостных нарушителей, например", - сообщил Барщевский.

По его мнению, возможно, количество митингующих увеличится, но только в данный момент времени, когда закон только приняли. "Нельзя ведь принимать законы, исходя из того, какая будет сиюминутная реакция", - считает Барщевский. "События 6 мая показали, что в организации митингов (не берусь судить с той или другой стороны), но существуют моменты, приводящие к конфликтам и пострадавшим. И если подписанный закон приведет к устранению подобных явлений, я буду только рад", - заключил Барщевский.

Адвокаты Дмитрий Аграновский и Вадим Прохоров считают закон слишком жестоким и не видят аналогов в других странах. Аграновский полагает, что закон может вызвать обратный эффект, и опасается, что применение закона на практике может поломать жизнь людей. Адвокат Сергей Бровченко также считает, что закон не сделает власть ближе к народу, и ожидает от него негативных последствий.

Адвокат Александр Арутюнов отмечает значительное снижение санкций по сравнению с первоначальным проектом (в законопроекте, принятом в первом чтении, штрафы составляли до 1 миллиона рублей для граждан и 1,5 миллиона - для должностных лиц), но и это снижение, по его словам, "не сильно радует". Арутюнов заметил, что если закон в субботу будет опубликован, то его нормы будут распространяться и на нарушителей, если таковые будут, на акции оппозиции 12 июня.

В свою очередь адвокат Людмила Романченко однозначно приветствует подписание президентом закона. "Я полагаю, что этот закон нельзя считать строгим. Мы живем в цивилизованном обществе и должны учитывать интересы всех. Этот закон даст возможность профилактики уголовных или других серьезных преступлений. Им же не запрещено собираться. Пусть собираются, но не нарушая закон", - считает Романченко. Если задержание человека за вменяемое нарушение будет "сомнительным", то он сможет отстоять свою невиновность в суде с помощью доказательств, сказала Романченко.

По ее мнению, в этот раз на "марш миллионов" в связи с принятием закона придет меньше людей, чем планировалось. "Хуже обществу от этого не будет", - полагает адвокат.