Рейтинг@Mail.ru
 

Публикации

Полный текст проекта амнистии к 20-летию российской Конституции

11:18 05/12/2013

РАПСИ публикует полный текст проекта амнистии к 20-летию принятия российской Конституции, подготовленный Советом по правам человека при президенте по поручению главы государства.

Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека об объявлении амнистии, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации (подготовлены по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина)

По мнению Совета, объявление амнистии в связи с историческим событием – двадцатилетием принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., впервые закрепившей основы развития нашей страны как демократического правового государства, почитающего высшей ценностью человеческую личность, его достоинство, его права и свободы, являет собой акт гуманизма и милосердия, реализующий конституционные полномочия государственной власти. В сложившихся условиях объявление амнистии представляется социально обоснованной акцией, учитывающей процессы и трудности прошедшего двадцатилетнего периода трансформации и потребности дальнейшего развития общества.

Она может подвести черту под уходящими в прошлое социальными и политическими противостояниями, способствовать достижению правового мира, снять напряжение в обществе, порождаемое недоверием к правоохранительным и судебным органам.

В связи с принятыми решениями о проведении реформы государственного управления, правоохранительной и судебной системы, амнистия представляет собой необходимую адекватную реакцию на несовершенства правоохранительной системы и неудачи в сфере уголовной политики, которые осознаются властью и обществом как препятствующие социальному, экономическому и правовому развитию. Среди них: неэкономное, социально необоснованное расширение сферы применения уголовной репрессии, неистребимый обвинительный уклон в деятельности органов следствия и судов, низкий, граничащий с правовым нигилизмом уровень профессионального правосознания и гражданского самосознания работников правоохранительных органов.

По сей день не преодолена сформировавшаяся традиция избирательного использования механизмов уголовной ответственности, что не может способствовать достижению заявленных целей укрепления правового порядка и развитию цивилизованных способов разрешения правовых конфликтов, возникающих в сфере публично-правовых и частно-правовых отношений. Не работают эффективные социально ориентированные программы предупредительной, профилактической деятельности, опирающейся на широкий общественный контроль за  преступностью, правоохранительной системой, процессами исполнения наказания и ресоциализации осужденных.

Совет полагает, что амнистия помогла бы создать необходимые предпосылки для реформирования пенитенциарной системы, приведя к уменьшению численности так называемого «тюремного населения», что особенно актуально в условиях сокращения (на 18 %) личного состава учреждений исполнения наказаний. Без снижения числа лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, невозможно обеспечить их коренное преобразование. Существующая система исполнения наказаний должна начать действовать в соответствии с современными представлениями о целях наказания, руководствуясь общепризнанными стандартами содержания осужденных и конституционными обязанностями государства по обеспечению защиты человеческого достоинства.

Учет таких целей амнистии предопределяет ее характер и масштабы как широкой, распространяющейся не на отдельные виды преступных деяний (как, например, недавняя «экономическая амнистия»), не на отдельные категории привлеченных к уголовной ответственности (женщин, инвалидов и т.д.), или на участников определенных событий (подобно амнистии 1994 года).

Совет полагает, что амнистия должна предусматривать смягчение отрицательных правовых последствий осуждения для всех лиц, привлеченных к ответственности за совершение деяний ненасильственного
характера, которые не повлекли причинение тяжкого необратимого ущерба для жизни и здоровья людей. При проведении амнистии, бесспорно, должны учитываться требования баланса интересов общества, государства и личности, принципы равенства и справедливости. Исходя из этого предусматривается освобождение от наказания осужденных, которые нуждаются в большей социальной поддержке – это несовершеннолетние, женщины, пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий, неизлечимо больные.

В то же время амнистия не должна применяться в отношении исчерпывающим образом сформулированного перечня тех категорий осужденных и конкретных составов преступлений, общественная опасность которых представляется не допускающей смягчения ответственности. Сюда относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, незаконное помещение в психиатрический стационар, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой, сопряженные с причинением смерти, с использованием оружия и насилием такие деяния, как террористический акт, бандитизм, организация преступного сообщества, угон воздушного судна; хищение ядерных материалов, оружия, особо крупные размеры оборота и хищения наркотиков, государственная измена, шпионаж; посягательство на жизнь государственного деятеля, сотрудника правоохранительного органа или лица, осуществляющего уголовное судопроизводство; насильственный захват власти, диверсия, повлекшие тяжкие последствия должностные злоупотребления и превышение должностных полномочий, получение взятки в крупном и особо крупном размере, а также лицами, занимающими государственные должности; незаконное заключение под стражу, дезорганизация деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; насильственные действия, в том числе с применением оружия и причинением тяжкого вреда здоровью, совершенные военнослужащим по отношению к военному начальнику или другому военнослужащему; преступления против мира и человечества и т.д.

По мнению Совета, должен действовать также запрет освобождения от наказания в отношении тех осужденных, которые ранее уже освобождались из мест лишения свободы в порядке помилования или амнистии и вновь совершили умышленные преступления; в отношении осужденных, вновь совершивших, находясь в местах лишения свободы, умышленные преступления, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья; а также для особо опасных рецидивистов.

Широкий характер предлагаемой амнистии обусловливает использование разных форм смягчения правовых последствий осуждения, выбор которых зависит от строгости предусмотренных уголовным законом санкций, а также видов и сроков назначенных и отбытых мер наказания.

Должны полностью освобождаться впервые совершившие преступление, которым назначено наказание до трех лет лишения свободы и осужденные за неосторожные преступления на срок до пяти лет лишения свободы включительно, а также лица, уже отбывшие определенный, устанавливаемый в акте амнистии срок наказания, величина которого зависит от размера наказания, назначенного судом. Также пропорционально назначенному и отбытому наказанию сокращаются сроки наказания для осужденных, которые не подлежат освобождению из мест лишения свободы. Смягчение правовых последствий осуждения относительно большей части деяний происходит не путем полного освобождения от наказания, а на основе сокращения сроков лишения свободы, административного надзора или сроков судимости.

Совет предлагает также осуществить меры, которые служат смягчению взысканий, применяемых к осужденным в ходе отбывания ими лишения свободы, а именно предусмотреть погашение мер дисциплинарной ответственности, наложенных на осужденных в исправительных учреждениях, и возвращение лиц, помещенных в штрафные изоляторы и другие помещения для подвергнутых дисциплинарным взысканиям, в те условия отбывания наказания, которые были определены для них согласно приговору суда до применения мер взыскания.

Представляется правильным проявить хотя бы некоторое милосердие и по отношению и к тем осужденным, на которых не распространяются ни освобождение, ни пропорциональное назначенному или отбытому сроку наказания его сокращение: если на момент опубликования акта амнистии срок наказания, не отбытый осужденным, не превышает одного года, то он освобождается из мест лишения свободы. В сравнении с длительным сроком уже отбытого таким осужденным лишения свободы указанное сокращение срока, трудно признать противоречащим справедливости, особенно на фоне часто необоснованной и непропорциональной репрессивности уголовных наказаний.

Должны применяться и такие способы смягчения ответственности, как освобождение от некоторых дополнительных наказаний, а также сокращение сроков судимости, или освобождение после отбытия наказания от административного надзора – при условии соблюдения лицами, освободившимися из заключения, предъявляемых к ним органами исполнения наказания требований.

Исходя из цели амнистии как акта милосердия в отношении лиц, действия которых не имели насильственного характера и не причинили тяжких необратимых последствий, представляется необходимым применение амнистии в отношении неоконченных преступлений, а также лиц, принимавших участие или осужденных в связи с участием в публичных мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в иных публичных акциях, не повлекших причинение тяжкого вреда жизни и здоровью либо материального ущерба в крупном размере.

В целях достижения гражданского мира и преодоления развития конфликтов с участием незаконных вооружённых формирований на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, возможно применение амнистии к тем лицам, которые добровольно заявили об отказе участвовать в таких формированиях и предприняли действия по сдаче оружия, боеприпасов и военной техники, а также по выполнению законных требований властей. При этом должно неуклонно соблюдаться требование: амнистия не распространяется на лиц, совершивших какие-либо насильственные действия, повлекшие тяжкие последствия.

Реализация предложений Совета об объявлении амнистии в отношении широкого круга осужденных может способствовать снижению постпенитенциарного рецидива: криминологические исследования подтверждают, что уровень рецидивной преступности среди амнистированных значительно ниже, чем среди отбывших срок наказания полностью. От амнистии выиграют и потерпевшие: у осужденного после освобождения появляются реальные возможности для возмещения потерпевшему в гораздо более короткие сроки причиненного преступлением материального ущерба.

Источник: сайт президентского Совета по правам человека

P.S. 4 декабря президент Владимир Путин прокомментировал проект на встрече с главой совета Михаилом Федотовым. "Я согласен с вашим предложением в целом... Хочу сказать, что эта амнистия может распространяться только на тех лиц, которые действительно не совершили тяжких преступлений и преступлений, которые связаны с насильственными действиями в отношении представителей власти, имея в виду, прежде всего, конечно, представителей правоохранительных органов".

Путин заявил, что самостоятельно внесет законопроект в Думу. 

добавить в блогпереслать эту новостьприслать свою новостьдобавить в закладкиrss канал
Добавить в блог
Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Код для публикации:
Как это будет выглядеть:

Полный текст проекта амнистии к 20-летию российской Конституции

11:18 05/12/2013 РАПСИ публикует полный текст проекта амнистии к 20-летию принятия российской Конституции, подготовленный Советом по правам человека при президенте по поручению главы государства.
Переслать новость

Все поля обязательны для заполнения!

Прислать свою новость

Все поля обязательны для заполнения!

Главные новости