Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Есть во взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти один весьма жесткий формат, предусмотренный Конституцией РФ: Госдума имеет право выразить правительству недоверие, что может послужить основание для его отставки. И, надо сказать, депутаты эту форму взаимодействия использовали весьма активно. Сразу оговорюсь, что отправить в отставку кабинет министров в новейшей истории не удалось ни разу. Однако проследить за этим процессом во времена, когда парламент еще был «местом для дискуссий», небезынтересно.

Первая попытка была предпринята буквально через три месяца после начала работы Госдумы РФ первого созыва, в марте 1994 года. Инициатором выступил депутат Игорь Муравьев. Его претензии к правительству носили довольно расплывчатый характер: «не решены многие животрепещущие вопросы». Это предложение набрало всего 81 голос и не было включено в повестку дня. Вторым спустя еще три месяца был коммунист Анатолий Гордеев. Однако к тому времени Дума уже приняла Регламент, по которому предложение о выражении недоверия правительству могли внести только фракция или группа  депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа. Вопрос сняли с голосования. Но тут на помощь пришли жириновцы —  спустя считанные минуты на стол председательствующему легло соответствующее ходатайство фракции ЛДПР.  Но и оно не прошло: «за» было подано только 172 голоса.

А вот в октябре 1994 года ситуация серьезно накалилась. В «черный вторник» 11 октября, когда запуск печатного станка привел к обвалу рубля, отставки правительства Виктора Черномырдина потребовала фракция ДПР (инициатор — Сергей Глазьев). В том же октябре кабинет министров внес антикризисный проект бюджета, предполагавший жесткие антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию рубля. Несмотря на это, дэпээровцы продолжали настаивать на своем.

Настроение депутатского корпуса к тому времени вполне допускало возможность вотума недоверия правительству — причем именно в тот момент, когда его экономическая политика становилась внятной и адекватной. Это внушало серьезные опасения правым силам в Думе. Накануне дня голосования состоялось то историческое совместное заседание депутатов трех фракций, о котором мы уже рассказывали. «Выбор России», «Яблоко» и «Союз 12  декабря» приняли тогда два важнейших решения: солидарно голосовать за первую часть Гражданского кодекса и не поддерживать отставку правительства.

На пленарном заседании 27 октября состоялось первое в истории голосование о недоверии правительству. Результат — 198 голосов. Инициатива ДПР провалилась.

Очередную попытку предпринял Вадим Бойко («Союз 12 декабря») в январе 1995 года. Мотив —  «любое обсуждение вопросов о Чечне, о государственности и прочих ...бессмысленно до смены существующей власти целиком». По известной регламентной норме вопрос не был поставлен на голосование.

В марте 1995 года  по инициативе Константина Затулина (ДПР) было собрано 102 подписи за рассмотрение вопроса о недоверии правительству. Однако к апрелю ЛДПР отозвала 31 подпись «в отместку» за то, что другие фракции проголосовали за привлечение к уголовной ответственности Сергея Мавроди. ДПР решила взять ответственность на себя, но в Регламент была внесена поправка, лишающая фракции такого права.

В июне 1995 Сергей Глазьев вновь инициировал недоверие правительству и собрал необходимое число подписей. 21 июня вопрос был внесен в повестку дня.  Это был, пожалуй, один из самых драматичных сюжетов в истории Госдумы — первый и единственный случай, когда в результате поименного голосования вотум недоверия был одобрен большинством в 241 голос.

Далее события развивались следующим образом. Борис Ельцин 22 июня сообщает о своем несогласии с решением Госдумы. Теперь по Конституции  депутаты имели право в течение трех месяцев повторно выразить недоверие. В этом случае возможны два варианта: Президент либо отправляет Правительство в отставку, либо распускает Думу. Однако Виктор Черномырдин придал процессу «ускорение», поставив в тот же день, 22 июня, вопрос о доверии правительству. Закипели нешуточные страсти. Перспектива роспуска Думы казалась все более вероятной. Депутаты выдвигали самые различные идеи, как выйти из положения, не потеряв лица.

И здесь дипломатический ход делает премьер-министр: он предлагает депутатам повторно голосовать в формулировке "кто за недоверие", и если большинства не набирается, он отзывает свой вопрос.

Согласительная комиссия, а следом и вся палата 1 июля конституционным большинством в 309 голосов приняла предложение Черномырдина. На сей раз за недоверие проголосовало 193 человека — на 33 меньше, чем необходимо.

Следующий «тур» попыток выразить недоверие правительству был предпринят в Госдуме второго созыва (1995-1999). Но были эти попытки какими-то бестолковыми, суетливыми, подчас — почти смехотворными. И это несмотря на то, что в том составе левые депутаты составляли большинство.

Краткий обзор этих попыток таков. Наибольшую активность в данном вопросе проявило «Яблоко». В той или иной форме они поднимали его шесть раз, оставив далеко позади КПРФ с ее партийными резолюциями и единственной попыткой, о которой чуть позже. Явлинцы же ни разу не смогли собрать подписи в поддержку своей инициативы. Забавно, но факт: набрав нужные количество совместно с Сергеем Бабуриным  (51+43), «Яблоко» и «Народовластие» так и не смогли договориться об объединении их в общий список.

Попытка фракции КПРФ выразить недоверие правительству в ГД-2 была больше похожа на банальный политический торг.  В октябре 1997 года коммунистическое большинство обвинила кабинет в неспособности управлять страной в сложный период, а Бориса Ельцина — в том, что он не считается с Думой. Но Президент сработал на опережение. Он провел ряд встреч с руководителями палат и фракций, по результатам которых были достигнуты договоренности, вполне устроившие левых депутатов. Это, в первую очередь, формирование на ОРТ и ВГТРК наблюдательных советов с участием депутатов, создание парламентской газеты и радиопрограммы, а также ряд компромиссов по законопроектам. В ноябре по предложению Геннадия Зюганова вопрос снят с повестки дня.

Далее эта форма «взаимодействия» Госдумы с правительством неуклонно угасала.

Так, в марте 2001 года КПРФ вновь ставит вопрос о недоверии. Представители фракций СПС и, как ни странно, «Яблоко» именуют это фарсом и опереточным кризисом. Премьер Михаил Касьянов на заседание не явился. За недоверие — всего 125 депутатов.

В июне 2002 года очередная попытка коммунистов даже не ставится на голосование.

А через год, в июне 2003 года, с аналогичной инициативой выступают уже совместно «Яблоко» и КПРФ — вынести вотум недоверия кабинету Михаила Касьянова за низкие темпы экономического роста и "антисоциальную политику кабинета". Но должной поддержки эта инициатива не получила: "за" высказались 172 депутата.

В феврале 2005 года, после акций протеста, связанных с монетизацией льгот, КПРФ вновь собирает подписи за недоверие правительству, на сей раз — Михаила Фрадкова. И вновь — неудача: вотум недоверия поддержали лишь 112 депутатов.

И, наконец, последняя (пока) попытка той же КПРФ относится к 2013 году и связана с проектом реформы РАН, предложенной кабинетом Дмитрия Медведева. Однако она больше походила на пиар-акцию, чем на реальную инициативу, поскольку дальше многочисленных заявлений о «запуске процедуры» дело не пошло.