Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
Этот афоризм широко известен с ХIХ века, когда был введен оборот Натаном Ротшильдом, сделавшим одно из крупнейших состояний в Европе именно благодаря тому, что владел информацией о поражении Наполеона — эксклюзивной, как мы сказали бы сегодня. Тогда «информационное обеспечение» семьи Ротшильдов осуществляли шпионская сеть и почтовые голуби.
С тех пор минуло два века, в течение которых роль информации в обществе непрерывно возрастала, а формы ее подачи и передачи развивались и совершенствовались. Оставим в стороне вечную тему «шпионской сети». А вот от голубиной почты человечество ушло весьма далеко. Но переломным, можно сказать — революционным этапом в этой сфере стало, конечно, появление сети интернет. К 90-м годам прошлого века всемирная паутина становилась существенным фактором экономической и политической жизни. Законодательное же обеспечение этой сферы явно отставало от ее стремительного развития. Соответствующего закона просто не существовало в природе.
Как нередко бывало в 90-е, правовой вакуум заполнялся нормативными актами президента и правительства. В нашем случае это был президентский указ «Об основах государственной политики в сфере информатизации», изданный в январе 1994 года. В нем констатировалась «важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России», а также устанавливались основные направления государственной политики в данной сфере. Это, в частности, такие важные вещи как создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации; обеспечение соответствия государственных стандартов международным рекомендациям и требованиям; формирование и осуществление единой государственной политики в сфере информатизации, отвечающей современному мировому уровню.
Разумеется, в числе основных задач значилась и разработка проектов законодательных актов Российской Федерации по этим вопросам. По совокупности всех этих обстоятельств в первом же созыве Госдумы РФ проект закона «Об информации, информатизации и защите информации» стал одним из приоритетных. Комитет ГД по информационной политике, информатике и связи приступил к работе над ним в первую же сессию.
Курировал это законопроект депутат Юлий Нисневич («Выбор России»), специалист в области информационных технологий, которых в те времена было немного. Полагаю, что именно это обстоятельство во многом повлияло на ход рассмотрения и принятия закона. Он шел на редкость гладко, практически без дискуссий. Уже летом 1994 года прошло первое чтение. Легко миновал этот документ и второе чтение — все предложенные профильным комитетом поправки были приняты единодушно, практически без вопросов и обсуждений. И осенью того же 1994 года законопроект «Об информации, информатизации и защите информации» палата приняла в окончательном, третьем чтении. Представлявший его Юлий Нисневич был предельно лаконичен: «Уважаемый председательствующий, уважаемая Дума! На ваше рассмотрение в третьем чтении представляется проект Федерального закона об информации, информатизации и защите информации. Мы внесли все возможные редакционные поправки и сделали взаимоувязку статей в соответствии с Регламентом. Я прошу поставить на голосование в третьем чтении». Результат этого голосования можно отнести к числу уникальных: все принявшие участие в голосовании (281 человек) высказались «за». Против и воздержавшихся — ноль.
Полагаю, что не последней причиной такого безболезненного прохождения этого исторического закона, ликвидировавшего серьезное «белое пятно» в российском законодательстве, был его специальный характер. Для обсуждения такого документа требовались соответствующий интеллектуальный потенциал и профессиональные знания, которыми обладали далеко не все депутаты. Это уберегло закон от компромиссов между левым и правым крыльями Госдумы, на которые нередко приходилось идти, зачастую в ущерб содержанию законодательного акта.
Единственное препятствие возникло на этапе утверждения закона «Об информации, информатизации и защите информации» Советом Федерации. Но и оно было преодолено в общем безболезненно.
Решение верхней палаты парламента по этому закону было сформулировано довольно туманно: "Отклонить федеральный закон ввиду неприемлемости отдельных его положений". Однако Госдума не пошла на преодоление вето сенаторов. В соответствии с Конституцией РФ была создана согласительная комиссия из представителей обеих палат которая, по свидетельству Юлия Нисневича, буквально в течение двух часов сняла все вопросы и возражения и выработала согласованный вариант. По его же словам, формулировка "ввиду неприемлемости отдельных положений" - это слишком сильно было сказано. Конечно, были некоторые нюансы, с которыми мы согласились, какие-то наши доводы, с которыми согласился Совет Федерации, и в результате получено согласованное решение». За него проголосовало 276 депутатов.
Таким образом, в январе 1995 года закон «Об информации, информатизации и защите информации» был принят в окончательном варианте, а в феврале подписан президентом и опубликован — то есть вступил в силу.
Впервые в истории российской юриспруденции были заложены основы правового режима информационных ресурсов. Впервые они были определены как имущество и объект права собственности. Впервые отнесены к общероссийскому национальному достоянию.
Более того — закон содержал статьи безусловно либеральные. В частности, статья 11 «Информация о гражданах (персональные данные) не допускала «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения».
А пункт 2-й той же статьи гласил, что «персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством».
Принятый Госдумой РФ первого созыва закон «Об информации, информатизации и защите информации» действовал более 10 лет.
Понятно, что информационная сфера весьма динамична, быстро развивающиеся технологии и связанные с этим общественные отношения требуют адекватного правового регулирования, соответствия иным законодательным актом, принятым позже — в частности, Гражданскому кодексу. Именно поэтому в 2006 году был принят новый закон — «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», заменивший закон 1995 года.