Рейтинг@Mail.ru
 

Публикации

Местное самоуправление по-европейски. Исторические хроники РАПСИ

10:00 12/10/2017

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох": 

Алла АмелинаАлла Амелина

В Совет Европы Россия вступила в  1996 году. При этом она взяла на себя ряд обязательств, которые главным образом касались ратификации европейских конвенций и приведения своего законодательства в соответствие с европейскими стандартами. В частности, Россия  обязалась ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления.

В 1997 году Президент РФ внес в Госдуму  соответствующий законопроект - "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления".  В начале 1998 года он рассматривался в Госдуме. На тот момент хартия действовала уже десять лет и входила в число основополагающих документов Совета Европы. По данным, которые привел  в своем выступлении официальный представитель Президента РФ, статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Иванов, ее участниками уже стали 28 государств, еще в шести она находилась в стадии ратификации. Иными словами, хартия фактически уже являлась одним из законов, регулирующих жизнь в Европе. А суть ее состоит в том, что органы местного самоуправления являются одной из фундаментальных основ любого демократического строя.

Основные принципы и положения хартии соответствуют Конституции РФ и федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления". Особо отметим, что в российском законодательстве уже тогда были отражены все обязательные для исполнения пункты хартии.  О важности этой сферы правового регулирования говорил, в частности, депутат Госдумы первого созыва Виктор Зеленкин, активно продвигавший тот основополагающий закон.

Чуть подробнее о Европейской хартии МСУ рассказал председатель Комитета по международным делам Владимир Лукин ("Яблоко"). Прежде всего, она носит рамочный характер. Состоит из трех частей. В первой части содержатся положения, направленные на обеспечение политической, административной, финансовой, особенно финансовой независимости органов местного самоуправления. Вторая часть касается отношений государства и органов местного самоуправления. И третья часть носит процедурный характер - о порядке ее введения в действие.

Эта хартия, как отметил Лукин, полностью соответствует как нашей Конституции, так и двум нашим законам - "Об общих принципах организации местного самоуправления..." и "О финансовых основах местного самоуправления...". Вместе с тем, это действительно общие рамки европейского поведения в том, что касается местной власти, органов местного самоуправления.

По поводу хартии у депутатов возникло только два вопроса. Первый — у Виктора Вишнякова (ЛДПР). Он напомнил, что в документе говорится о публичных функциях, которые возложены на местное самоуправление. По его мнению, "публичные функции" - прерогатива  государственной власти.  Это, по его мнению, входит в противоречие с Конституцией РФ. "Будем ли менять Конституцию или делать вид, что это рамочные положения в Европейской хартии и не будем вообще обращать на них внимания?"

Пришлось Владимиру Лукину популярно пояснить, что публичные функции и государственные функции - это отнюдь не одно и то же. И что много есть публичных функций, которые не являются государственными - "даже, знаете, дома бывают публичными, но это не государственные учреждения".

Второй вопрос задал Олег Миронов (КПРФ). Он касался положения хартии, в котором сказано, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата, что, по его мнению, нецелесообразно использовать на уровне местного самоуправления. Основание - "мы знаем, что взаимоотношения депутата с избирателями строятся либо по схеме свободного мандата, когда депутат неподотчетен, неподконтролен, не может быть досрочно отозван избирателями из представительного органа власти, либо по схеме императивного мандата, когда депутат жестко связан с волей своих избирателей".

Отвечая на этот вопрос, полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Александр Котенков пояснил, что свободный или императивный мандат и свободное осуществление мандата - это разные совершенно понятия. И что данная норма означает свободу осуществления мандата выборным лицом, то есть это значит, что он не подчинен никому. И это как раз согласуется с нормой нашей Конституции, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. То есть выборное должностное лицо органа местного самоуправления никому не подчинено, кроме избравших его избирателей.

Александр Шохин ("Наш дом — Россия") выступил не только от фракции НДР, но и от российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы. Он привел два аргумента в поддержку ратификации хартии. Во-первых, она не противоречит ни одному из базовых  законов РФ по местному самоуправлению, поэтому ее ратификация не потребует коренного пересмотра нашего законодательства. Во-вторых, делегация России в Парламентской ассамблее Совета Европы, равно как и наша делегация в Конгрессе региональных и местных властей Совета Европы (это третья после кабинета министров и Парламентской ассамблеи структура Совета Европы), очень активно работает на этом направлении. "Исходя из этих двух критериев - отсутствия, во-первых, противоречий с национальным законодательством, во-вторых, готовности наших коллег в Совете Европы прислушиваться к нашей позиции по этим вопросам, я думаю, что у нас есть все основания ратифицировать конвенцию", - заключил он.

Далее выступили представители думских фракций. И все они поддержали принятие закона "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления".

Аграрии — потому что "работники села и жители села кровно заинтересованы в том, чтобы местное самоуправление развивалось, чтобы система становилась более демократической. И это возможно только на базе неуклонного соблюдения основных принципов Европейской хартии местного самоуправления, которые отлично ложатся на специфику России и ничуть не мешают нам развиваться своим оригинальным самостоятельным путем, но в рамках общемирового нормального демократического развития".

"Народовластие" -  потому что "дело сегодня состоит в том, чтобы действительно все эти органы власти были самостоятельными, работали в тесной увязке с тем действующим законодательством, которое есть, и получили (с помощью ратификации) более надежную международно-правовую основу для своей деятельности".

"Российские регионы" - потому что "сегодня Государственная Дума стоит на совершенно правильном пути, в последнее время значительно активизировав свою деятельность в совершенствовании законодательства о местном самоуправлении".

Словом, констатировал председательствовавший на том заседании Владимир Рыжков (НДР), все без исключения фракции поддержали ратификацию. И поставил вопрос на голосование. Европейская хартия местного самоуправления была ратифицирована убедительными 367 голосами.

Ну, а насколько реалии нынешней российской системы местного самоуправления соответствуют этому рамочному документу — это уже совсем другая история.

добавить в блогпереслать эту новостьприслать свою новостьдобавить в закладкиrss канал
Добавить в блог
Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Код для публикации:
Как это будет выглядеть:

Местное самоуправление по-европейски. Исторические хроники РАПСИ

10:00 12/10/2017 В Совет Европы Россия вступила в 1996 году. При этом она взяла на себя ряд обязательств, которые главным образом касались ратификации европейских конвенций и приведения своего законодательства в соответствие с европейскими стандартами. В частности, Россия обязалась ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления.
Переслать новость

Все поля обязательны для заполнения!

Прислать свою новость

Все поля обязательны для заполнения!

Главные новости