Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»: 

Становление политической системы России проходило непросто и небыстро. Подтверждение тому — два законопроекта, внесенные группой депутатов Госдумы второго созыва в 1998 году. Это изменения и дополнения в законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общественных объединениях».

Представляя эти законопроекты, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Виктор Шейнис («Яблоко») пояснил, что одно из главных изменений связано с характеристикой политических организаций. Цель — создание достаточно надежных барьеров «мифическим организациям, крайне экстремистским, диванным, реально не существующим, которые тем не менее могут собрать 200 тысяч подписей». В качестве примера он привел такой случай: «Недавно Министерство юстиции зарегистрировало в качестве политической организации со всеми теми нормами, которые заложены в нашем законе, клуб автомобилистов. Совершенно очевидно, что клуб автомобилистов выполняет полезные общественные функции, но к политической деятельности его работа не имеет отношения. Между тем собрать нужное количество подписей, хотя бы на автомобильных стоянках, для этого клуба не составит труда». Поэтому в законодательство решили внести целый ряд положений, о том, что является политическим объединением, а что таковым не является.

Два проекта шли пакетом для того, чтобы сомкнуть закон «Об общественных объединениях» с законом об избирательных правах. В частности, было введено понятие «политическая организация» — в развитие статьи 8 закона «Об общественных объединениях», где говорилось, что один из видов общественных объединений — это общественная организация.

Приведем комментарий Виктора Шейниса по этому поводу, поскольку он достаточно красноречиво иллюстрирует состояние политической системы того периода: «Из контекста закона вытекает, что общественной организацией является политическая партия и являются иные организации. Чем отличаются иные организации от партии и от движений? Это — промежуточная форма. Партия — индивидуальное членство, если говорить коротко. А иная общественная организация допускает коллективных членов (прием коллективных членов) и возможность того, что люди состоят в различных организациях. И наконец, в-третьих, политическое движение — это организация без фиксированного членства. Обойтись без этой промежуточной формы, к сожалению, мы не можем, потому что реальность такова, что такие организации существуют».

Некоторую дискуссию породил введенный авторами термин «иная политическая организация». Так, представитель Президента РФ Александр Котенков, признавая прогрессивными изменения, которые предлагалось внести в действующее законодательство, тем не менее высказался решительно против этого термина. Да, есть политические партии, есть политические движения как субъекты политической борьбы. Но, опасался Котенков, как только будет принят закон, в котором появляется понятие «иная политическая организация», сразу же появятся политические клубы филателистов, автомобилистов, собаководов и т.д.   

Виктор Шейнис парировал, что в законопроекте имеется формула, по которой все основные цели избирательного объединения, политической организации в том числе, должны соответствовать друг другу. Клубы автомобилистов, филантропов, любителей филателии и так далее не подпадают под это, потому что не совпадают основные цели.

Однако с Александром Котенковым согласился соавтор законодательной инициативы Анатолий Лукьянов (КПРФ). По его словам, это серьезно, потому что есть союзы даже за рубежом — в Венгрии, например, был союз зятьев против тещ, который объявлялся политической организацией.

Под шутки про «партию соблазненных и покинутых» и «политическое общество комнатного и декоративного собаководства» оба законопроекта были приняты в первом чтении конституционным большинством голосов.

В течение трех месяцев рабочая группа работала над поправками, и ко второму чтению представила вариант, единогласно одобренный Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.

Так, законодатели приняли предложение Президента РФ и перенесли развернутое определение как политических общественных объединений, так и тех, кто не может претендовать на статус политического общественного объединения, в закон «Об общественных объединениях» — несмотря на то, что некоторые депутаты настаивали на том, чтобы это было в законе «Об основных гарантиях...». По мнению авторов законопроекта, Президент справедливо указал, что это - предмет регулирования закона «Об общественных объединениях».

Шейнис, который вновь был основным докладчиком, подчеркнул: концепция, которая была одобрена депутатами в первом чтении, не изменилась. Основное отличие заключалось лишь в том, что в соответствии с поправкой Президента и еще десяти субъектов права законодательной инициативы комитет счел, что проблеме более детального регулирования того, что есть политическое объединение и что не является политическим общественным объединением, должно найтись место в Федеральном законе «Об общественных объединениях». Итак, концепция прежняя, а местонахождение этих норм — другой закон. И данные нормы встроены в основные положения, в логику закона «Об общественных объединениях».

«За» проголосовало более 306 человек.

При рассмотрении в третьем чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в закон «Об общественных объединениях» Виктор Шейнис сделал акцент не том, что он органично связан с законом  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». И вновь «за» — конституционное большинство в 313 голосов.

В Совете Федерации заминки также не возникло. Сенатор Сергей Собянин доложил, данный закон способствует упорядочению проведения общественными объединениями избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления и отражает общую тенденцию развития избирательного законодательства Российской Федерации по разграничению общественных объединений на имеющие право участвовать в избирательных кампаниях, то есть политические, и на иные объединения. Верхняя палата поддержала закон без вопросов и дискуссий.

В июле того же 1998 года закон «О внесении изменений и дополнений в закон «Об общественных объединениях» был подписан Президентом и вступил в силу.

Остается добавить, что все описанные события происходили до принятия в 2001 году закона «О политических партиях», который внес существенные изменения в правовое регулирование деятельности политических организаций и в отражал уже новый этап развития данной сферы.