Историей принятия исключительной в своем роде депутатской инициативы в отношении изменения состава верхней палаты российского парламента завершается серия публикаций о принятых поправках в Конституцию РФ депутата Госдумы РФ первого созыва, журналиста, сопредседателя историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Аллы Амелиной. 

Последняя по времени приятия поправка в Основной закон, определяющая президентскую квоту Совета Федерации (СФ) РФ, примечательна еще и тем, что она стала единственной, инициированной депутатами (все остальные были предложены Президентом РФ).


Первый шаг в том направлении был сделан в феврале 2014 года лидером ЛДПР Владимиром Жириновским. Именно он подготовил законопроект, наделяющий президента правом направлять в Совет Федерации своих представителей в количестве 10% от общего числа членов палаты. В марте того же года группа депутатов в количестве 91 человека (по Конституции требуется не менее одной пятой от общего числа) внесла данный законопроект в Госдуму. В первом чтении он рассматривался в мае 2014 года.

С докладом выступал Владимир Жириновский. Он проинформировал палату о формуле предлагаемой поправки: в полномочия Президента РФ включается назначение и освобождение представителей Российской Федерации в СФ. Таким образом к двум категориям сенаторов (от законодательного органа и от исполнительной власти субъекта РФ) добавляется третья — представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более 10% от числа членов СФ.

В законопроекте был отдельно прописан срок полномочий этой категории сенаторов: президент не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. 

По словам Жириновского, если президент в период первого срока своих полномочий назначил сенаторов — это 10 лет, — то следующий президент сможет их освободить только в период второго срока своего пребывания, поэтому срок полномочий в 15 лет гарантирован. «Ну а если президент не избирается на второй срок, тогда получается, что их никогда нельзя будет освободить».

Необходимость внесения этих поправок в Конституцию лидер ЛДПР обосновал тем, что Совет Федерации состоит только из представителей субъектов, а центр, сама Россия в верхней палате не представлена. И в этом смысле принятие данного закона приведёт к балансу сил в верхней палате.

Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин («Единая Россия») доложил, что комитет считает возможным учреждение в структуре Совета Федерации института представителя РФ с учётом федеративного принципа государственного устройства РФ. А расширение представительства в СФ будет способствовать обеспечению баланса федеративных и региональных интересов, а также «позволит создать дополнительные условия для взаимосвязанной работы Российской Федерации и регионов с целью максимального учёта интересов всех граждан Российской Федерации».

Следом свои позиции высказали представители думских фракций. 

Борис Кашин (КПРФ) сообщил, что их фракция решила по данному законопроекту голосовать свободно. Это сообщение он сопроводил критическим комментарием, что «у нас действительно налицо очевидный перекос в сторону исполнительной власти», «мы делаем шаг не туда» и что лично он этот законопроект поддерживать не будет.

Ярослав Нилов (ЛДПР) поведал, что они, естественно, поддержат этот законопроект, «так как его идея вынашивалась около пяти лет», «это идея выстраданная» и «она ещё раз подтверждает наш тезис, что вода камень точит, уже не в первый раз законодательная инициатива  фракции ЛДПР спустя годы находит свою практическую реализацию».

Дмитрий Вяткин («Единая Россия»), начав с того, что «трудно что-либо добавить к тем аргументам, которые были высказаны», все же решил обратить внимание коллег на три момента. Первый — это обеспечение принятием поправки баланса интересов представителей субъектов РФ и федеральной власти; второй — это несогласие с прозвучавшим в ходе обсуждения сравнением Совета Федерации с синекурой; третье — это повышение авторитета Совета Федерации парламента в целом, если в верхней палате будут работать представители президента.

Александр Тарнавский («Справедливая Россия») подчеркнул, что авторы законопроекта — десятки депутатов различных фракций, что свидетельствует о высокой степени согласия по данному вопросу и что его принятие «направлено на то, чтобы наша страна была сильнее».

Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был одобрен в первом чтении 349 голосами.

Спустя неделю законопроект был представлен на второе чтение. Поправок к нему не поступило, поэтому он сразу был вынесен на «час голосования» и буквально в течение минуты одобрен во втором чтении, а еще через день — и в третьем.

Интересно, что единогласно проголосовали «за» только ЛДПР и «Единая Россия». В «Справедливой России» двое были против, 11 не голосовали. А «свободное» голосование КПРФ дало следующие результаты: 2 — за, 23 — против, 65 не голосовало. 

Еще через три дня Закон РФ рассматривал Совет Федерации. А поскольку он самым непосредственным образом касается деятельности верхней палаты, то и обсуждение было активным и заинтересованным. 

Председатель комитета СФ по конституционному строительству законодательству Андрей Клишас подробно доложил суть одобренного Госдумой закона, отметил, что он «направлен на то, чтобы в рамках реализации принципов федеративных отношений, которые заложены в Конституции, в Совете Федерации появились представители Федерации». 

Также Клишас подчеркнул что «в соответствии с действующим законодательством никоим образом нельзя говорить о том, что эти представители в Совете Федерации будут руководствоваться исключительно позицией, например, Президента, так же, как и мы с вами, когда принимаем решение, в соответствии с Конституцией мы руководствуемся собственным правосознанием и собственными представлениями о том, что идет во благо Федерации и что идет во благо субъектам». 

Докладчик выразил уверенность, что «появление в Совете Федерации представителей Федерации, которых назначает Президент, никоим образом не ослабляет палату, а усиливает ее» и рекомендовал от имени профильного комитета закон одобрить. 

В ходе обсуждения сенаторы интересовались, будет ли у их новых коллег особый статус (нет, они  будут обладать точно такими же правами, как все члены Совета Федерации); что за необходимость увеличивать численность палаты на фоне заявления правительства о потребность сокращения 10% госслужащих (это повышает статус палаты и позволяет более эффективно взаимодействовать со всеми ветвями власти); «куда народ садиться будет, здание-то маленькое» (вопрос строительства парламентского центра продвигается, но это непростая задача).

Закон одобрили 137 членов СФ при необходимых 128, против — 0.

К июлю 2014 года положительные отзывы о предлагаемой в Конституцию поправке поступили от всех 85 субъектов РФ. СФ утвердил эти итоги, после чего Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был подписан Президентом РФ и 21 июля 2014 вступил в силу.