Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Продолжается расследование взрывов на шахте "Распадская" в Кемеровской области. Ясности в причинах катастрофы пока нет, однако вырисовываются три основные версии трагедии: неисправность оборудования, нарушение норм производства и человеческий фактор.

По информации компетентных источников, высшие лица в генпрокуратуре просят следователей обратить особое внимание на человеческий фактор, как наиболее вероятную причину взрывов. Эта позиция вовсе не противоречит мнению премьер-министра Владимира Путина, что перед вторым взрывом "никакого неаккуратного обращения ни с огнем, ни с оборудованием быть не могло". Это мнение премьер озвучил во время встречи с родственниками погибших шахтеров в Новокузнецке.

Заметим, что человеческий фактор – самая распространенная причина катастроф практически во всех сферах человеческой деятельности. В ученой среде даже существует теория, что любая катастрофа имеет в своей основе человеческий фактор. Это понятие включает в себя весь спектр человеческой деятельности: от формы управления шахтой и проектированием особенностей ее работы, до непосредственного нарушения простыми работниками норм безопасности.

С другой стороны, некоторые эксперты считают, что за этим определением часто пытаются скрыть истинные серьезные причины аварий, которые могут иметь политический или экономический оттенок. Защитники этой теории обращают внимание на тенденцию: чем масштабнее катастрофа и больше жертв, тем более вероятно, что среди ее причин будет указан человеческий фактор.

Так, что же собой представляет этот зловещий и неискоренимый "человеческий фактор"?

Определение

Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник проблем управления техникой при использовании современных технологий.

Так, исследования в области транспортной безопасности показали, что основной причиной большинства аварий и катастроф на транспорте является именно человеческий фактор - прежде всего, ошибки водителей и диспетчеров.

По данным компании Ergogero, для автотранспорта ошибки людей вносят свой вклад в 90% всех несчастных случаев. При этом в 57% происшествий человеческая ошибка является практически единственным фактором, который мог привести к аварии. Лишь 2,4% несчастных случаев можно объяснить исключительно технической неисправностью, а неблагоприятная окружающая среда полностью ответственна за 4,7% дорожных происшествий. Остальные 35,9% автопроисшествий происходят в силу сложного сочетания различных факторов.

Для других видов транспорта вклад человеческого фактора в аварийность вполне сопоставим: в авиационном и водном транспорте человеческие ошибки управления порождают 70-80%  несчастных случаев, и только в железнодорожном - около 50%.

Не лучше обстоит дело и в горнодобывающей промышленности. Статистика показывает, что в России каждый миллион тонн добытого угля сопряжен с гибелью одного шахтера, утверждает заведующий лабораторией Института угля и углехимии СО РАН Геннадий Полевщиков. В порядке травмирующей значимости причин прослеживается следующая последовательность: обвалы и обрушения горных пород, машины и механизмы, транспорт, электроснабжение, взрывы метана и т.д. В целом, человеческий фактор является причиной примерно 70% всех несчастных случаев на производстве.

Наркомания

Большая часть аварий и катастроф различных видов транспорта связана с определенной составляющей "человеческого фактора": алкогольным опьянением.

Сходные проблемы испытывает в последние годы горнодобывающая промышленность в России. Расследование целого ряда аварий и происшествий с человеческими жертвами на шахтах показало – наркомания среди шахтеров, преимущественно молодых, является одним из ключевых факторов, порождающих трагедии.

Кемеровский губернатор Аман Тулеев называет наркоманию среди шахтеров тяжелейшей проблемой отрасли. По его словам, из бюджета региона на борьбу с наркоманией направляется не один десяток миллионов рублей.

"Уже установлено официально, что в числе причин аварий с человеческими жертвами - использование огня на некоторых шахтах под землей для приготовления наркотиков. Эти шахтеры-наркоманы - они хуже террористов", - заявил губернатор.

По его данным, только в 2005 году в ходе операции "Забой" на угледобывающих предприятиях региона было выявлено 600 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Крупномасштабные мероприятия по выявлению употребляющих наркотики шахтеров были начаты, после того как 9 февраля 2005 году на шахте Есаульская, произошел взрыв, в результате которого погибли 25 человек. Тогда, в ходе расследования в забое была найдена ложка, в которой шахтеры готовили наркотик на открытом огне. Этот огонь, как полагают, и стал причиной взрыва.

Два месяца спустя руководство "Южкузбассугля" инициировало операцию "Забой". По итогам тотального тестирования только на пяти шахтах компании было выявлено 120 человек в состоянии наркотического опьянения. Некоторым тестирования удалось избежать: например, двое шахтеров выпрыгнули из окна второго этажа.

Замначальника управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (УФСНК РФ) по Кемеровской области, полковник полиции Сергея Есина, утверждает, что фактически 3-5 % шахтеров на каждой шахте - наркоманы.

Халатность

В этой связи вполне логично выглядит утверждение директора фирмы "Геофизпрогноз" Адама Гликмана, что курение в угольных шахтах является основной причиной взрывов метана.

Интересно, что эта проблема практически была решена еще до Второй мировой войны на Донбассе. Там была введена специальная должность – "табакотрусы", которые обыскивали шахтеров перед спуском в шахту, и отбирали все, имеющее отношение к курению.

Более того, после взрыв метана, виноватого не позволяли хоронить на кладбище - только за забором, как самоубийцу, а семья его изгонялась из шахтерского поселка без пособия и помощи.

Впрочем, борьбе с наркоманами и курильщиками не является главной проблемой в вопросе обеспечения безопасности шахт. Председатель независимого профсоюза горняков России (НПГ) Александр Сергеев говорит, что зачастую шахтеры попросту игнорируют нормы безопасности.

По данным Ростехнадзора, главными причинами аварий на шахтах являются нарушение проветривания и недопустимая загазованность горных выработок, в том числе, вследствие отключения контрольных приборов.

Это касается и шахты "Распадская". Многие шахтеры не верят, что внезапный выброс метана мог привести к столь крупной аварии. По словам специалистов, ее проектная мощность намного ниже того уровня добычи угля, на которую выведена "Распадская". Так что вентиляция подземных коммуникаций, вероятно, была недостаточной. Это могло привести к постепенному повышению концентрации метана в шахте.

Надо заметить, что вовсе без участия человеческого фактора взрыв в современной шахте фактически невозможен. Взрывоопасная смесь образуется при концентрации метана в атмосфере, превышающей 5%. А газоанализаторы при достижении 2% в любой выработке обесточивают всю шахту, и все находящиеся под землей люди обязаны немедленно выйти на поверхность.

Однако ни для кого из шахтеров не секрет, что анализаторы метана рабочие нередко заклеивают изолентой, чтобы они не срабатывали при повышении концентрации газа.

Нарушение норм безопасности в шахтах происходит потому, что в России горняки получают зарплату не за количество отработанных часов, а за объем добытого угля. Если оно отличается от запланированного, то работнику довольно значительно снижают оплату. Поэтому зачастую, чтобы не терять время на устранение неполадок, которые могут привести к катастрофе, шахтеры надеются на случай.

На самом деле, "человеческий фактор" нельзя свести к халатности шахтеров: руководство шахты виновно в нарушении норм безопасности наравне с забойщиками. Фактически человеческий фактор в данном случае сводится к круговой поруке. От выполнения плана выработки зависят и зарплата шахтера, и бонусы менеджеров. Как следствие, рабочий обманывает датчики системы безопасности. Технический и вентиляционный надзор не видят в этом непрофессионализма. Вышестоящий состав негласно поддерживает такие действия, поскольку остановка забоя ударит по прибыли.

Экономика

"Человеческий фактор" многолик как индийский бог. И его экономическая составляющая, хоть и находится обычно в тени, играет, пожалуй, важнейшую роль. Сегодня угольная отрасль снова переживает бум, цены быстро приближаются к докризисным – как следствие, правила бизнеса вступили в противоречие с правилами техники безопасности.

Пробой вертикального ствола, который обеспечивает нормальную вентиляцию, владельцы шахты обычно оценивают как слишком затратное мероприятие. Только на согласовывание такого проекта требуется полгода. При этом цены на коксующийся уголь стремительно растут.

Глава профсоюза работников угольной промышленности ("Росуглепроф") Иван Мохначук назвал косвенными виновниками взрывов на шахтах (вообще, и на "Распадской", в частности) собственников предприятия, недостаточно уделяющих внимание вопросам безопасности горняков.
"Как и в случае трагедий 2007 года (когда взрывы метана, повлекшие массовую гибель людей, произошли на шахтах "Ульяновская" и "Юбилейная"), так и сейчас аварии случились на шахтах, добывающих коксующийся уголь. Этот ценный уголь залегает на пластах, особо опасных с точки зрения возможных выбросов газа", - пояснил Мохначук на пресс-конференции.

Надо заметить, что шахта "Распадская" особая с точки зрения выделения метана: по сути, это газовое месторождение, отмечают специалисты. Профлидер убежден, что на ней не были предприняты необходимые профилактические меры, которые могли бы предупредить взрыв газа.

"Проведение упреждающих мероприятий по разгрузке и дегазации пласта могло бы создать условия по недопущению взрыва", - заявил Мохначук.

Предотвращение "человеческого фактора"

Исправить ситуацию с безопасностью на российских шахтах специалисты предлагают введением штрафов, делающих невыгодным нарушение правил безопасности как для шахтеров, так для менеджеров и собственников.

Например, в США минимальный штраф за нарушение, которое может привести к взрыву, составляет 250 тысяч долларов, в России за то же самое взимается 30 тысяч рублей.

Перспективно выглядит законопроект "О промышленной безопасности", согласно которому государство должно обеспечить жесточайший контроль и надзор за деятельностью предприятий, где особое внимание следует уделять технике безопасности. Хочется надеяться, что трагедия на "Распадской" поспособствует скорейшему его принятию.