1 февраля 2011 года московский департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры призвал всех автоизвозчиков узаконить свой бизнес.

"В условиях, когда Москва испытывает недостаток в таксомоторных перевозках, для нелегалов, так называемых "бомбил", появится возможность перейти из теневого бизнеса в реальный сектор экономики", - пояснило ведомство.

На тот момент, по данным мэра Москвы Сергея Собянина, в столице насчитывалось около 9 тысяч такси, работающих легально, и около 40 тысяч нелегальных машин.

Вскоре столичные власти приняли детальные поправки, которые привели нормы городского закона "О такси" в соответствие с федеральным законом. Было установлено, что с 1 сентября 2011 года перевозкой пассажиров и багажа смогут заниматься лишь таксисты, получившие специальные лицензии.

На первом этапе получение лицензий было бесплатным. С 2012 года за нелегальный извоз начали штрафовать, с 2013-го уже и сами лицензии стали платными, а с 2015-го для получения лицензии нужно будет пройти конкурсный отбор.

Простые требования

Требования московских властей к водителям такси, по сравнению с большинством аналогичных законопроектов, были минимальны.

Согласно новым нормам, перевозчик должен обеспечить техническое обслуживание и ремонт легковых такси, проводить технический контроль машины перед выездом на линию, кроме того сам водитель обязан пройти медицинский осмотр перед рейсом.

Чтобы получить лицензию водителя легального такси соискатель должен иметь стаж не менее пяти лет, а его автомобиль – цвето-графическую схему ("шашечки"), маячок оранжевого цвета на крыше и таксометр.

Также в число обязательных требований для оформления машин легальных такси предполагалось включить нанесение единой окраски, о чем 10 июня 2011 года заявлял заммэра столицы по вопросам транспорта Николай Лямов.

Однако уже 25 августа власти Москвы передумали. "В соответствии с законом субъекты федерации могут определять цветовую гамму автомобилей, но Москва отказалась от этого", - заявил Лямов. Впрочем, чиновник оставил за властями возможность снова изменить решение. В этом случае введение единой цветовой гаммы будет происходить  постепенно. "То есть меняется машина и в соответствии с этим ее цвет", - подчеркнул заммэра.

Отметим, что на решение властей мог повлиять Первый всероссийский съезд таксистов, который прошел 3 августа 2011 года в Москве. На нем, в числе прочего, обсуждались изменения в законодательстве, обязывающие перекрашивать машины.

Тем самым, московские власти сразу продемонстрировали готовность прислушиваться и принимать во внимание требования общественности. Забегая вперед, следует заметить, что сама общественность этой возможностью воспользоваться, по большому счету, не пожелала.

В итоге, московские власти снова вернулись к своему первоначальному решению. На прошлой неделе глава столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сообщил, что разрешения на таксомоторную деятельность в Москве с 1 августа 2013 года будут выдаваться при наличии стандартной цветографической маркировки автомобиля.

Реанимация закона

Можно предположить, что новая инициатива московских властей преследовала цель перезапустить закон "О такси в городе Москве", который был принят еще в 2008 году, но так и не заработал.

Тем законом предписывалось, что водители обязаны иметь стаж вождения не менее трех лет, свободно разговаривать по-русски и хорошо ориентироваться в городе, а транспорт должен быть исправным и соответствовать экологическим нормам не ниже "Евро-2". Такси должно быть леворульным и иметь не менее четырех дверей.

Столичные власти намеревались тогда сформировать городской реестр официальных такси. Фирмы, вошедшие в этот реестр, могли рассчитывать на налоговые льготы. В частности, предполагалось создание специальных городских стоянок такси, которыми смогут пользоваться только водители из реестра.

Ожидалось, что привилегированное положение таксистов приведет к выравниванию тарифов, и такси станут доступнее. А нелегалов планировалось запугать штрафами в 10-25 МРОТ и повышенным вниманием сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями.

Однако уже в декабре 2009 года власти Москвы признали проект сорванным. За полтора года так и не были организованы стоянки, не составлен реестр и не принят ни один подзаконный акт.

В своей новой попытке создать масштабный легальный таксопарк в Москве власти решили отказаться от былого перфекционизма и оставить только самые необходимые требования, уменьшить наказания и тем самым понизить коррупциоемкость штрафов, а также ограничить ассортимент "пряников" самыми яркими.

Пряник и кнут

В первую очередь, власти попытались убедить "бомбил" в плюсах легализации с помощью открытия новых стоянок.

Легальным извозчикам Москва пообещала оборудовать по всему городу полторы тысячи специальных стоянок, паркинги на вокзалах, аэропортах… Основная ценность этого проекта для таксистов заключается в том, что власти взяли на себя обязанность отсекать от этих мест нелегалов. Ведь именно борьба за места у транспортных узлов в последние годы несколько раз приводила к кровопролитным столкновениям и убийствам. Власти пообещали, что нелегал, замеченный на стоянке официального такси, будет оштрафован, а его автомобиль отправлен на штрафстоянку.

Первые обнадеживающие факты были озвучены 19 февраля: стоянки для легальных служб такси появились на семи железнодорожных вокзалах столицы, кроме Павелецкого и Белорусского вокзалов, где шли ремонтные работы.

"В дальнейшем мы наладим работу по оповещению, о месте расположения стоянки будет объявляться по радиосети на вокзалах, на вокзалах будут установлены указатели", - рассказывал о планах замглавы столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Владимир Мишанин.

По словам Лямова, на 2011-2012 годы было запланировано создание притротуарных стоянок для такси на транспортно-пересадочных узлах (ТПУ) на 2 тысячи машиномест. 1 июля он сообщил, что в столице уже подобрано 16 участков для ТПУ. А уже 12 августа заммэра рассказал, что в центре Москвы в настоящее время оборудовано 12 стоянок для такси, а также создано по две стоянки на 15 ТПУ.

Параллельно с обещанием "пряников" московские власти довольно активно взялись за пропаганду легализации таксистов с помощи "кнута".

2 марта 2011 года Владимир Колокольцев, занимавший тогда пост начальника ГУВД Москвы, рассказал, что с 23 января в Москве проводится масштабная операция под названием "Нелегальный таксист". В ходе нее 29,5 тысяч водителей, занимающихся "частным извозом", оштрафовали за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств. Кроме того, 170 "частников" задержали за езду в состоянии алкогольного опьянения, что грозит лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Колокольцев заверил, что борьба с "бомбилами" в Москве будет продолжена. Действительно, на протяжении последних двух лет новости о массовых проверках частных извозчиков постоянно поступали в прессу. Однако первый улов нарушителей так и остался самым массовым.

Выдача разрешений

Выдача официальных разрешений на работу в Москве таксистам началась 15 июля 2011 года. А с 25 июля водители получили возможность подавать заявления через интернет.

За три месяца через портал поступило 1,7 тысячи заявок, что составило почти половину от общего числа запросов. В каждой заявке - от одной до нескольких десятков автомобилей. Одно время получение лицензии на работу такси стало даже самой популярной услугой на московском портале госуслуг.

Поначалу темпы выдачи официальных разрешений воодушевляли наблюдателей. На 26 июля 2011 года таксисты в Москве получили 714 разрешений. 12 августа число разрешений составило уже 4 тысячи. Наконец, 3 ноября власти Москвы подсчитали, что таксистам выдано уже более 9 тысяч разрешений: около 5 тысяч – юридическим лицам и примерно 4 тысяч – частным предпринимателям.

После этого число новых заявок резко сократилось, и на некоторое время процесс выдачи разрешений практически полностью остановился.

При этом не сложно было заметить, что количество выданных на первом этапе разрешений примерно равно числу официальных таксистов, которые работали в Москве в 2010 году.

Высказывались предположения, что нелегалы не спешат получать разрешения, потому что это накладывает слишком сложные обязательства: надо получить статус индивидуального предпринимателя, пойти в налоговую инспекцию и зарегистрироваться там…

Другая версия, почему частные извозчики не торопятся легализоваться, состояла в существенных материальных издержках этого процесса. Оснащение машин (фонари, шашечки и т.д.), регулярный медосмотр и прочие расходы составляли от 20 тысяч рублей. Кроме того, невыполнение любого из указанных в законе условий таксисту грозило штрафом в 5 тысяч рублей.

В то же время наказать легального таксиста гораздо проще, чем "бомбилу". Такси легко идентифицировать, а чтобы выявить нелегала, надо провести спецоперацию, которая сама по себе несет существенные расходы: осуществление контрольной закупки услуги, видеозаписи и т.д. часто оказывается нерентабельно.

Однако главная претензия нелегальных извозчиков состояла в неадекватности требования властей, чтобы каждый таксист являлся владельцем своего автомобиля. Видимо, плохая динамика реализации московской инициативы по созданию городского парка такси поспособствовала принятию уже 10 апреля 2012 года Госдумой во втором чтении законопроекта, который разрешает предпринимателям использовать в качестве такси автомобили, взятые в аренду.

Между тем, в середине 2012 года процесс выдачи новых разрешений снова набрал темп. В прошлом году было выдано более 20 тысяч разрешений на перевозку пассажиров.

Последствия для пассажиров

Подавляющее большинство людей, не занимающихся извозом и не работающих во властных структурах, во всей этой истории интересовал, по сути, только один вопрос: как перемены повлияют на цену извоза.

По мнению Лямова, в целом принятые изменения в закон должны были привести к снижению тарифов у таксистов. "Мы ожидаем, что здоровая конкуренция снизит тарифы", - отметил заммэра.

Возможно, так оно и будет, если первоначальный проект реализуют в полном масштабе. Надо заметить, что по расчетам департамента транспорта Москве для оперативного обслуживания горожан и гостей столицы требуется 49 тысяч машин.

9 февраля 2012 года глава столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил, что власти Москвы рассчитывают на троекратное увеличение количества легальных такси в столице в 2012 году – до 30 тысяч. 28 января 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин вручил регистрационное удостоверение 25-тысячному таксисту.

Пока же цены на извоз продолжают расти. Сложно определить, является ли этот факт результатом сокращения суммарного парка машин, занимающихся в Москве извозом, или следствием обычной инфляции. Также непонятно, станет ли скачок цен временным явлением или тенденцией.

Эксперты, впрочем, изначально были уверены, что эти законодательные инициативы не только не помогут решить проблему теневого бизнеса, но и вынудят  таксистов поднять цены. Легализовавшиеся извозчики будут закладывать в стоимость поездки расходы на оборудование автомобиля и медосмотр, а нелегалы начнут подтягивать цены следом за ними, а также включат в стоимость новые угрозы облавы и возможные штрафы.

Сами власти, судя по всему, осознают реальность перспективы подорожания перевозок, поэтому делают новую ставку на повышения уровня их безопасности. Обеспечить контроль за качеством перевозок призван Департамент транспорта, который ведет реестр зарегистрированных такси. В нем указан возраст, марки автомобилей, сроки действия разрешений. Этот реестр позволяет оперативно отслеживать состояние легального таксопарка в городе.

Решающие бои

Несмотря на то, что за последний год нам не встречалось практически никаких воодушевляющих известий об успехах реализации программы создания в Москве парка легальных такси, все-таки заканчивать обзор на минорной ноте представляется несправедливым.

Дело даже не в том, что в ходе регулярных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконных перевозок пассажиров, которые проводятся в Москве с 19 марта 2012 года, столичная полиция убрала с улиц более четырех сотен нелегальных такси. Дело в изменении самой стратегии.

"План Барбаросса" по стремительному захвату рынка властям, очевидно, не удался. Однако, в отличие от своих предшественников, от заявленных задач они отступаться явно не торопятся. Война с нелегалами перешла в позиционную фазу. Успехи властей на ключевых участках фронта обнадеживают.

Так, например, 28 марта 2012 года стало известно, что московское управление Федеральной антимонопольной службы оштрафовало участника сговора таксомоторных компаний в аэропорту "Внуково" - ООО "Транс-Фри" - на 515,694 тысячи рублей.

Как показывают события последних лет, когда все государственные инициативы по приведению частных перевозок в цивилизованную форму разбивались о непобедимость аэропортовой таксомоторной мафии, именно насаждение законных правил перевозок возле аэровокзалов может окончательно повернуть на 180 градусов ход сражения государства с "бомбилами".