17 января 2011 года мы писали о новом уставе Московского государственного университета имени Ломоносова. Утвержденный правительством РФ документ предоставил преподавательскому составу МГУ возможность отчислять студентов за использование выполненных другими лицами курсовых и дипломных работ.

Впрочем, пресс-служба вуза пояснила РАПСИ, что как такового отчисления за плагиат не бывает. Если в работе выявлено большое количество заимствований, то обучающийся не допускается к защите и, соответственно не проходит итоговую аттестацию.
За прошедшие два года инициатива столичного вуза привлечь внимание к проблеме плагиата приобрела всероссийский политический характер и законотворческий масштаб.

Профильная комиссия

После обнародования новости об изменениях в уставе МГУ события, поначалу, развивались стремительно. Уже на следующий день в блогосфере разгорелся скандал вокруг плагиата в сборнике докладов, представленных на XVII Международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2010" в секции "Инновационная экономика и эконометрика".

Еще день спустя в Московской школе экономики (МШЭ) МГУ, которая выпустила этот сборник, была создана постоянно действующая Комиссия по академической этике. В ее состав комиссии вошли штатные преподаватели, студенты, а также представители других вузов и академических институтов.

10 марта 2011 года стало известно о первых результатах работы новой комиссии. Трое студентов МШЭ МГУ, допустившие некорректное цитирование в своих статьях, получили административные взыскания. Комиссией по этике административное взыскание было также объявлено сотруднику, отвечавшему за подготовку к изданию сборника, в который вошли статьи проштрафившихся студентов.

Многие представители научной среды назвали симптоматичным тот факт, что трое студентов, наказанных за плагиат, считались одними из лучших в своем вузе. Так, например, в конце 2010 года они были награждены министром образования и науки премиями по поддержке талантливой молодежи. 1 декабря 2010 года эти же студенты получили специальные гранты на оплату обучения от Попечительского совета МШЭ.

31 января доцент кафедры русского языка МГУ Галина Кедрова и руководитель проекта "Антиплагиат" Юрий Чехович на онлайн-конференции в РИА Новости "Plagium vulgaris: как предотвратить плагиат в науке" сообщили, что с 2011 года Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) планирует проверять фронтально, все работы, которые поступают на утверждение, на предмет наличия плагиата в тексте диссертации. Это в три раза больше, чем практиковалось в последние годы.

Прецедент?

Самым резонансным событием последних двух лет войны с плагиатом в России, по всей видимости, стала проверка кандидатской диссертации директора Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ Андрея Андриянова.

Обращение с просьбой проверить ее подлинность к ВАК РФ и Министерству образования и науки РФ написал в ноябре 2012 года "Клуб выпускников ФМШ Колмогорова". Авторы обращения не смогли отыскать автореферат диссертации в публичных библиотеках и публикации по теме диссертации в научных журналах. Вопросы к диссертации Андриянова вызвало также малообъяснимое решение выпускника химического факультета МГУ защищать кандидатскую по истории.

В качестве оправдания Андриянов предъявил журналистам экземпляры дополнительных выпусков научных журналов, в которых были опубликованы его статьи. После чего пригрозил подать на выпускников в суд за клевету.

Впрочем, научные журналы опровергли утверждение Адриянова, заявив, что у них никаких дополнительных выпусков никогда не было.
Виновен Адриянов или нет, пока неизвестно, однако данная история уже позволила вскрыть противозаконный бизнес по изготовлению поддельных диссертаций с последующей легализацией их через фиктивные публикации в несуществующих допвыпусках, а также проведение через диссертационные советы.

Ректор МГУ Виктор Садовничий обратил внимание на то, что диссертация выполнялась и защищалась не в МГУ, а значит, университет никакого отношения к ней не имеет. Работа Андриянова была выполнена в Российском государственном социальном университете и защищена в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

30 ноября Министерство образования и науки создало комиссию для проверки деятельности диссертационного совета МПГУ, который присудил степень кандидата наук Андриянову.

Этот диссертационный совет у борцов с плагиатом вызывает особый интерес в той связи, что ученую степень он присудил не только Андриянову, но и, в частности, Владлену Кралину, известному как Владимир Тор, который защитил диссертацию в МПГУ в 2011 году. И в работе Андриянова, и в работе Тора СМИ находили большое количество заимствований из других трудов без ссылки на первоисточник. У представителей научной среды имеются аналогичные претензии и к другим "выпускника" этого диссертационного совета.

Политическое оружие

Адриянов называет претензии к оригинальности его кандидатской диссертации политической кампанией. Возможно, основанием для такого утверждения стало наблюдение за межфракционной борьбой в Госдуме, использующих дл ликвидации оппонентов обвинения в плагиате.

Сначала, в сентябре прошлого года депутаты ЛДПР обвинили "Единую Россию" в плагиате идей законопроектов и заявили о подготовке документа, которым хотят закрепить административную ответственность политических партий за присваивание авторства чужих инициатив.

А 12 декабря депутаты Госдумы от партии "Справедливая Россия" Илья Пономарев, Дмитрий Гудков, а также коммунист Владимир Бессонов направил запрос на имя генпрокурора Юрия Чайки с просьбой проверить факты, указывающие на плагиат в диссертации "единоросса" Владимира Бурматова.

Поводом для проверки стало активное обсуждение в "Живом журнале" несоответствий в диссертации парламентария.

Бурматов по собственному желанию ушел с поста первого зампреда комитета по образованию в комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Считается, что этот шаг был вызван попыткой избежать возможных обвинений в том, что единоросс может оказать влияние на соответствующие органы в связи с разбирательством в отношении его диссертации.

Законотворчество

Все эти события вполне могут претендовать на то, чтобы именоваться прецедентом. Однако повседневной нормой наказание студентов и выпускников за плагиат может стать лишь только после принятия адекватной законодательной базы. В отношении нарушения авторского права, или пиратства - она сформирована. Штрафы за пиратство стали обыденностью. За плагиат же, как мы видим, до сих пор даже не отчисляют в обязательном порядке и не всегда увольняют.

Первый обнадеживающий звонок прозвучал 25 июля 2012 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что считает возможным прописать на нормативно-законодательном уровне дисциплинарные меры.

"Я не уверен, что это должно быть прямо в законе, может быть, достаточно общей нормы в законе и, допустим, какой-то нормы в подзаконном нормативном акте, в постановлении правительства. Этого вполне будет хватать для того, чтобы принимать меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения студентов, аспирантов и преподавателей, которые уличены в соответствующих правонарушениях", - сказал Медведев.

По словам премьера, это будет очень сложная модель. "Она вызовет большое количество конфликтов, - отметил глава правительства. - Но если мы все-таки хотим с этим бороться, на нее надо идти".

А уже 13 сентября Дмитрий Медведев развил эту мысль в своем видеоблоге.

"В кратчайшие сроки надо разработать технологию и порядок публикации работ и обеспечить проверку на плагиат всех дипломов и всех диссертаций. Ну, а в перспективе, если мы это потянем, если у нас сил хватит, речь может пойти и о рефератах, и о курсовых работах", - заявил Медведев.

По его словам, необходимо создать возможность автоматической проверки на плагиат дипломных работ, которые должны стать общедоступными.

"Я поручу Министерству образования и науки в рамках открытого правительства провести обсуждение этой темы с участием экспертов всех заинтересованных сторон. И вас приглашаю принять в этом участие", - сказал премьер.

Итог

Главным результатом заявлений Медведева, видимо, следует считать проект, который в настоящее время реализует Министерство образования. "Электронная высшая аттестационная комиссия" позволит осуществлять комплексный анализ текстов диссертаций для выявления в них нарушения авторских прав и компиляций. Проект должен заработать уже в этом году.

Сегодня же работы студентов МГУ на наличие в них плагиата проверяются как "вручную", так и специализированными компьютерными программами, сообщила РАПСИ пресс-служба вуза. Поиск плагиата ведется по всем четырем основным поисковикам, неуникальные фрагменты текста маркируются различными цветами в зависимости от процентного соотношения заимствований. Появилась возможность вести историю проверок.

На данный момент наиболее однозначным итогом борьбы с плагиатом за последние два года стало повсеместное внедрение специализированных систем. Так, например, в конце октября прошлого года пресс-служба Российского союза ректоров сообщила о планах в ближайшее время на базе портала Российского совета олимпиад школьников создать систему "Олимпиады - антиплагиат".

В завершение следует отметить, что обсуждение темы плагиата невозможно в отрыве от мирового опыта. Для Западных стран эта проблема не менее актуальна, чем для России. Например, исследование четырехлетней давности показало, что плагиатом промышляет не менее 80% студентов колледжей США (это только те, что признались в грехе), а 36% студентов признаются, что списывают регулярно. 90% учащихся уверены, что их плагиат никогда и никем не будет обнаружен.

Масштаб проблемы вынуждает западных борцов с преступностью применять довольно жесткие меры не только к ученым и студентам, но и к школьникам, без особого снисхождения

В частности, пару лет назад Федеральный административный суд Швейцарии оштрафовал на 500 франков (около 360 евро) школьника, который в своей работе на выпускных экзаменах без ссылок цитировал Википедию и другие источники из интернета.

У нас же до сих пор не известно ни одного случая отчисления студента за аналогичный грех, как и судебного преследования за плагиат в научно-популярной литературе.