Владимир Ядута, РАПСИ

 

Актриса Наталья Захарова, получившая срок во Франции, отбывать наказание, очевидно, будет в России, где у нее появится шанс получить условно-досрочное освобождение (УДО), считают адвокаты, опрошенные Российским агентством правовой и судебной информации.

Французский суд приговорил россиянку, пытавшуюся восстановить свои родительские права, к трем годам лишения свободы. Москва, с одной стороны, теперь обязана исполнить решение иностранного суда в полном объеме, а с другой, может предоставить Захаровой шанс на УДО.

Очередная попытка, предпринятая Захаровой, вернуть своего ребенка, отданного сначала в приемную семью, а затем в интернат по настоянию бывшего мужа - гражданина Франции закончилась трагично. Захарова, чьи родительские права подтвердил российский суд, осуждена во Франции по возбужденному там против нее уголовному делу. При этом срок мог быть и больше.

Это подтвердил в своем комментарии РАПСИ адвокат Владислав Оршев, присутствовавший во Франции на нескольких судебных процессах по делу Захаровой. Проблем, по мнению российского адвоката, в этом деле много, и возникли они отнюдь не на пустом месте.

Как и в случае с другой россиянкой - Ириной Беленькой, которая попала, по сути, в аналогичную ситуацию, лишившись возможности общаться со своим ребенком и став заложником обстоятельств, проблемы в деле Захаровой стали нарастать, как снежный ком, во многом из-за отсутствия договора о правовой помощи по гражданским и семейным делам между Россией и Францией. "Вспомните историю с Беленькой, - сказал Оршев. - Взаимные похищения детей, бесконечные судебные разбирательства и прочее началось, когда пошла игра без правил".

По словам российского адвоката, Захарова изначально избрала путь закона, и это было ее решение отправиться во Францию, зная, что ее там могут арестовать.

ВЫБОР ЗАХАРОВОЙ

Более десяти лет российская актриса Наталья Захарова добивается в различных судебных инстанциях восстановления своих родительских прав и возвращения ей ребенка, который, в конечном счете, был отдан в приемную семью во Франции по настоянию ее бывшего мужа - гражданина этой страны Патрика Уари.

После развода Захаровой и Уари по решению французского суда в трехлетнем возрасте их дочь Маша была помещена в приемную семью. Позднее ребенок был возвращен отцу, который в декабре 2008 года отдал ее в интернат.

Захарова жила во Франции и имела возможность видеться с дочерью раз в месяц. Однако в июле 2006 года актрисе был вынесен приговор по обвинению в попытке поджечь квартиру ее бывшего мужа. Во избежание ареста она покинула Францию.

В октябре 2010 года Пресненский суд Москвы подтвердил ее родительские права, и Захарова решила вернуться в страну, несмотря на вынесенный ранее приговор и предупреждения о возможном аресте. О том, что Захарова была проинформирована и знала об угрозе ареста, позднее сообщили в МИД РФ.

Актриса была задержана у входа в зал заседаний суда большой инстанции Парижа, перед началом слушаний по вопросу о восстановлении ее родительских прав.

Стоит отметить, что отдельные российские юристы и ряд зарубежных экспертов склонны считать, что уголовное дело против Захаровой было сфабриковано, обращая особое внимание на то, что появилось оно вскоре после обращения Захаровой в Европейский суд по правам человека - еще в марте 2000 года.

Экспертов смущает именно эта последовательность, и они усматривают определенную взаимосвязь между заявлением в ЕСПЧ и возбуждением дела против актрисы во Франции. Само основание для возбуждения дела - попытка поджога квартиры бывшего мужа, как считают эксперты, выглядит по меньшей мере нелепо.

Об определенной договоренности между французскими судьями и представителями обвинения и их общей заинтересованности в том, чтобы ее осудить, неоднократно заявляла сама Захарова.

КРАЙНИЕ МЕРЫ

Вообще, тюремное заключение в подобного рода делах - мера весьма непопулярная и в известной степени даже крайняя. Об этом РАПСИ сообщил французский юрист Грегуар Ринкур. Он представлял интересы Захаровой еще в 90-е годы, когда о таких трагических последствиях, пожалуй, мало кто мог представить.

Комментируя ситуацию с Захаровой, Ринкур говорит, что главное во Франции - соблюдать правила системы, несмотря на всю ее сложность и, на первый взгляд, неоднозначность. "Против нее (системы) не нужно бороться, в нее нужно влиться и по возможности использовать ее механизмы, исполнять предписания. Захаровой в свое время необходимо было сотрудничать с социальной службой, - считает адвокат. - Возможно, она просто пошла не совсем в правильном направлении".

Как отмечает французский адвокат, изначально Захарову никто не лишал прав на ребенка - дочь жила с ней во Франции, бывший муж платил алименты. Но, по словам адвоката, "Захарова хотела большего". В частности, сложности возникали, когда отец изъявлял желание увидеться с ребенком. По решению суда, он имел право встречаться с дочерью два раза в месяц, но Захарова искала причины, чтобы этому воспрепятствовать. По мнению Гринкура, она таким образом лишь дополнительно осложняла дело.

Что касается приговора французского суда по уголовному делу против Захаровой, то она имеет право его обжаловать. В рамках гражданского судопроизводства это могло бы быть затруднительно, сообщил Ринкур. В целом, что касается решений по семейным делам, точка в них ставится редко - в зависимости от изменения ситуации, условий жизни родителей, ребенка, всегда можно просить об их отмене.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Между тем с французской стороной была достигнута договоренность о том, чтобы Захарова отбывала наказание в России. Эту информацию подтвердили в посольстве РФ во Франции, сообщив, что соответствующие документы в настоящее время оформляются. Перевод Захаровой возможен в соответствии с российско-французской конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2001 года.
Адвокат Константин Барановский указывает на то, что правовой основой выдачи служит также Европейская конвенция о выдаче осужденных лиц, а сам процесс перевода осужденного производится после вступления в силу приговора по заявлению осужденного.

В случае перевода, как отмечает заместитель председателя Коллегии адвокатов "Вашъ Юридический Поверенный" Владислав Капканов, российская сторона будет обязана исполнить решение французского суда в полном объеме.

Адвокат, сотрудник Центра содействия международной защите Анна Ставицкая, сообщила РАПСИ о том, что на Захарову будут распространяться российские правила условно-досрочного освобождения. "Тогда необходимо будет провести аналогию права, установив, к какой категории относится преступление, за которое Захарова была осуждена. Скорее всего, оно будет отнесено к преступлению средней тяжести или тяжкому. В первом случае Захарова сможет выйти на свободу через год, во втором - спустя полтора года, - полагает Ставицкая.

В том, что при условно-досрочном освобождении в случае с Захаровой необходимо сопоставление французского и российского законодательства, и поиск аналогии права, уверен и Барановский, поскольку регулирующая выдачу Конвенция написана с употреблением общих терминов. "Если французское законодательство предусматривает возможность условно-досрочного освобождения, то и у нас оно будет возможно, - полагает адвокат.

Анна Ставицкая, в свою очередь, не исключает, что может появиться возможность для восстановления сроков давности и обжалования приговора.